ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

разными стилистическими приемами - параллелизмом, градацией, по­ зором и п р ., например: "Он /Левин/ понял, что она не только апиэк ?- еЧУ> но что он теперь не знает, где к о чп е тся она и начу- йяется он. Он понял вто по тому мучительному чувству раэявоения, .ShTOPO’i он испытывал в вту минуту. Он оскорбился в легяую минуту но в ту же секунду почувствовал, что не может бнгь оскорблен ею, «до не может быть оскорблен ею, ’<то она была он сам . . /Толстой, дина Каренина/. В то же самое время в творчестве Л.Толстого чет­ ко -прослеживаются преемственность и развитие основных тенденций пушкинской синтаксической организации художественной прозы. I Ведущей тенденцией является эстетически мотивированный отбор и астатически мотивированный синтез элементов, принадлежащих "контексту литературно-художественных Форм речи и контексту соци- ольяо-языковых систем" , по выражение Р. В. Виноградов п. При этом элементы социально-языковых систем при их трзкелозиципл литера­ турно-художественный текст подвеогаптся определенной дефоротцдаи, обусловленной композиционными и идсйно-эсте'Рическиии задачами. ЕСказов-чя манера повествования в художественно;! прозе А.С.Лут- к«ша ппедполагает синтезирование пвзпмх /полов резко противопо­ ложных/ по стилевой характеристике синтаксических построений, не- ■йгодимых для формирования эмоционально-оценочного подтэкстового содержания, например: "Покойный дедушка, сколько я помню, был тхзд бабушкиного дворецкого. Он ее боялся, как огн»; однако, услышав О таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, дока­ зал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто от- И Ь а л с я от платежа" /Пушкин. Пиковая дама/. В художественной прозе Л.Толстого принцип отбора и синтеза лажового материала подчинен /кроме то го / еще реализации аналити­ ческого начала, не обходик!ого для выражения философско-встетичес- кого подтекста, например: "Но Иван Ильич все-тага точно стал ис- ^ И Ь я т ь нредгтен'тия и в исполнении этом нашел утешение первое время" /Толстой.Смерть Ивана Ильича/, I В русле рассматриваемой тенденции "подводное" лингвоэстети­ ческое течение формируется рояньми синтаксическими способами, Остановимся на некоторых из них. ^ а / Вклстение в однородный ряд семантически или стилистически тРваноплановых влементов с целью конкретизации или дифференциации 1 ?Иредаленного понятия в прозе К. С.Пушкина и аналитической докаяа- Щ 1Й?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=