ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

жания. Часто он замечал, как и в настоящей похвале, что технику Ч противополагали внутреннему достоинству, как будто можно бнло | писать хорошо то , что было дурно" /IX ,5 0 /. Модальная рамка толкования выражается за счет включения в CQJ став дефиниции частиц, оценочных слов, атрибутивного ряда, сод 9 I жащего перечисление важных для системы авторских оценок приана- I ков; см ., например: воина - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие" /У 1, 7 /; "История, то есть бессознательная, общая, роевая жиянь человечества, всякой минуто» I жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей" /yi 11 / . Приводимые в тексте толкования часто полемичны, что проявля­ ется в интенсивном использовании в их составе антонимической лек­ сики или слов с ограничительно-выцелительнчм значением: "Любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо д р у ги х ... Любви в будущем не бывает; любовь есть только деятель­ ность в настоящем. . . Вто состояние благоволения ко всем лвдям, ко­ торое присуще детям , но которое во взрослом человеке возникает тольио при отречении и усиливается только по мере отречения от блага личности " . 7 В том случае, если слово хорошо известно читателю и толкова­ ние его избыточно, предметная соотнесенность лексической единицы оказывается для построения дефиниции второстепенной и на первый план выдвигается прагматическое значение слова: " . . . Только нем­ цы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи - науки, то есть мнимого знания совершенной истины" /У 1 ,5 ? /. Иронической семантизации, выражающей одновременную авторскую оценку, могут подвергаться не только русские слова, но и иноязыч­ ные вкрапления, закрепившиеся в социальном употреблении: "" j _ говорят историки, и тогда уже нет ни хоро­ шего, ни дурного, а есть ”'#•**<*■» и " й * ,&ги«сС - хорошо, н е^ г» '» ^- дурно. ^ г а nd. есть свойство, по их понятиям, каких-то особенных-животных, называемых ими героями" /УП,189/. Развернутые толкования слов, внражаюцие авторские оценки 0 максимально приближенные к "естественной точке зрения", могут за­ менять э тексте прямые наименования предметов или явлений, на это:*, в частности, основан встетический вф{)ект остранения; семан- тивируемое слово опускается, контекст же строится на основе цепоч­ ки непрямых обозначений описываемых реалий, точные наименования которых известны «'тгателю, но представляются автору искажагерми сущность явления или понятия слонами - "масками". Примером рае-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=