ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
краты / в смысле высшего отборного круга / в каком бы то ни -Ло ] сословии у нас в Вэсски, где бы, катэтся, вовсе не 1 жно бьшо быть его , с некоторого времени получило большую "опу,чч» I ность" /П , 116/; " ...У нас с Яонодзй установились, бог знао? ка» I следующие слова с соответствуюдгл» понятиями: •<зн / означало 1 славное желание показать, что у изтг есть деньги; шкико... озна чало что-то свежее, здоровое, изящное, но не щ егольское"/!/,ов/ Вклшение в текст подобных семантизируемых единиц выполняв характерологическую (функцию. Наконец, объектом семагдаичапии в художественном твориаст~е и в публицистике Л.Толстого служат слова, которые характермт/дтся интенсиональной неопределенностью употребления знака: абстраадя нал лексика /добро, зло, любовь, простота и т . п . / ; оценоч^тые .1 прилагательные: "Что, он храбрый был? - спросил я его ". - "д. бог его 8 нает: в с е , бывало, вперэди ездит: где перестрелка, том и • он". - "Так, стало бгль, храбрый, - сказал я " . -."Н е т, это не зна чит храбртй, что суется туда, где его не спрашивают..." - "Что же вы называете Храбрым?" - "Храбрый? Храбрый? - повторил капитан с видом человека, которому в первый раз представляется подобный вопрос. - Храбрый то т, кто велет себя как сл едует, - скэяэл он, подумав немного". Я вспомнил, что Платон определяет храбрость значением того, чего нужно и чего не нужно б о я т ь с я ... /И ,9 /. Последняя группа семантизируемых слов особенно интересна, по стоянное обращение писателя к толкованию абстрактной лексики-от- личительная черта его стиля, связанная с особенностями его миро воззрения. Л.Толстой максимально сближал слово и -понятие. 1 трак тате "О жизни" он писал: "Единственное средство умственного обще ния лодей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия". 4 Следуя традициям философского анализа, Л.Толстой широко обращается к перефразировке, к истолкованию абстрактных слов черев их " ^Ф0” ренты", т . е . конкретные "термины", от которых они были отвлече ны. Исходный и первичный материал философского исследования Лев Толстой видит в мысли, отождествляя ее структуру с явыком. В то же время одной из ведущих в произведениях писателя яв- ляется оппозиция "естественное" - "неестественное” , при этом и0 j тинное, "естественное" понимается писателем как нечто, проявляв 1 щееся прежде всего во внеэнаковой сфере отношений, и противопо- ставленное словам как орудию лжи. По мнению Ю.К.Олеши, 'зти*ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=