ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

волов, составляющих основу*"второго скнета" повести "Крейцерова соната" в отличие от ее "первого скжета". ^ Тот факт, vro образ железной дороги в творчестве JI.Толстого имеет стлзоническое значение, в доказательствах не нуждается, ц последнее время круг представлений, связанных с художественном использованием Л.Толстим этого мотива, расширился. Чсли в начала творческого пути железная дорога для Л.Толстого "нечеловечески машинальна и убийственно однообразна",® если в романе "Анна Кар», икна" она. становится отгеолом разложения патриархальных устос-в, наступления капитализма, несущего смерть отдельно взятой думающе и чувствующей личности, простым и ясным человеческим отношениям, то в повести "Крейцерова соната" этот, мотив, сохраняя предыдущие значения, получает новое качество, будучи соотнесен с обличитель ными монологами Поздн-таева, за которыми остро чувствуется страх перед бурно наступающей цивилизацией. Чувство страха как бы урав­ нивает в сознании Поздн'лвэва образ железной дороги и образ музы­ ки, слившиеся в единый образ эпохи: "Ох, боюсь я , боюсь вагонов железной дороги, ужас находит на меня" /1 2 ,6 7 /; "У !.. Страшная вещь эта с о н а т а ... И вообще страшная вещь музыка" /1 2 ,6 1 /. Поэднншев воспринимает железную дорогу и музыку главным обра­ зом в морально-этическом преломлении. Железная дорога безнравст­ венна, потому что сковывает человека, открыто противостоит ему; музыка безнравственна, потому что создает видимость полного рас­ крепощения , лишая человека возможности различать добро и ало. Поздныгев оказывается во власти двух враждебных стихий, из кото­ рое каждая по-своему принудительно воздействует на человека, по­ буждая его на преступление и отчуждение от мира. Поздняя проза Л.Толстого напоминает электрическое поле, про­ низанное токами символов. В самых глубинах реалистического кон­ текста возникают своеобразнее символические ряды, которш , тесно взаимодействуя, являются содержательным ядром произведения. При этом Л.Толстой верце и всюду остается верен себе как реалист, только он усиливает, закрепляет символические значении, свойстве4! ные художественному образу, достигая тем самым нового качества выразительности художественного слова. П р и м е ч а н и я V .Ергмияа Л.И. Свет как символ и р альиость в романе ЛЛ’°лсТ(Г го "Анна Каренина" / / {^сская речь. 1978. № 1. С. 17. 2/ Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1966. С* ПО 140*

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=