ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

и з а п л а к а л а так же слабо, по-детски, как плакал он* Повтор такого типа связчвает и разное сценн. Каренин сравни­ вается с Вронским: "Боже мой! Роже мой!! за что?" - подумал Алек­ сей Александрович, вспомнив подробности развода, при котором муж брал вину на себя, и тем же жестом, которым закрывался Вронский, закр-ш от ст'чда лицо руками". Сравнение о т с т а е т к сцене v посте­ ли умирающей Анны, в которой поведение Вронского рисует повторяю­ щаяся деталь: "закрыл лицо руками". Каренин видит в глазах Анны "страшный блеск пожара". Эта деталь повторяется при изображении адвоката: "тут било торжество и восторг, бчл блеск, похожий на тот зловещий бл .ск , который он видал в глазах жены". Сравнения персонажей поиобоетага и еще более своеобразней характер. Вронский сравнивается со своей лошадью: "Волнение лоша­ ди сообщилось и Вронскому; он чувствовал, что кровь приливала ему к серциу и что ему так же, как и лошади, хочется двигаться, куса­ т ь с я . .. " . Левин сравнивается со своей собакой Лаской. Точки соприкосновения между персонажами устанавливают и срав­ нения иного типа. Разные персонажи имеют однотипные образные ха­ рактеристики. Это сравнения со зверем, птицей, растением, ребен­ ком. Тропы, почерпнутые из одного источника, образуют определен­ ную иерархию ценностей, по отношению к которой рассмотрены разные персонажи. Поскольку сравнения такого типа принадлежат не только автору, но и персонажам, таким способом пересекаются разные субъ­ ектное сферы. Левин сравнивает Кити с цветком в сцене на катке: "для Левина так же легко было увнать ее в этой толпе, как розан в крапиве". В конце об этом же говорит Анна: "Она оставила во мне впечатление прелестного цветка, именно цветка". Вронский, начав­ ший охладевать к Анне, смотрел на нее, "как смотрит человек на со­ рванный им и завядзий цветок, в котором он с трудом узнает красо­ ту , за которую он сорвал и погубил его ". Варенька "была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, беа запаха цветок". Параллель ч е л о в е к - р а с т е н и е имеет и другие проявления. Левин сравнивается с деревом, принц, которого сопро­ вождает Вронский, "бил свеж, как большой зеленый глянцевитый гол­ ландский огурец". Каренин тянулся к влюбленному взгляду Лидии Ивановны, "как растение к свету". Сравнения такого типа выходят за пределы изображения персонажей. В речи одного из участников выборов с деревом сравнивается дворянство. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=