ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
и з а п л а к а л а так же слабо, по-детски, как плакал он* Повтор такого типа связчвает и разное сценн. Каренин сравни вается с Вронским: "Боже мой! Роже мой!! за что?" - подумал Алек сей Александрович, вспомнив подробности развода, при котором муж брал вину на себя, и тем же жестом, которым закрывался Вронский, закр-ш от ст'чда лицо руками". Сравнение о т с т а е т к сцене v посте ли умирающей Анны, в которой поведение Вронского рисует повторяю щаяся деталь: "закрыл лицо руками". Каренин видит в глазах Анны "страшный блеск пожара". Эта деталь повторяется при изображении адвоката: "тут било торжество и восторг, бчл блеск, похожий на тот зловещий бл .ск , который он видал в глазах жены". Сравнения персонажей поиобоетага и еще более своеобразней характер. Вронский сравнивается со своей лошадью: "Волнение лоша ди сообщилось и Вронскому; он чувствовал, что кровь приливала ему к серциу и что ему так же, как и лошади, хочется двигаться, куса т ь с я . .. " . Левин сравнивается со своей собакой Лаской. Точки соприкосновения между персонажами устанавливают и срав нения иного типа. Разные персонажи имеют однотипные образные ха рактеристики. Это сравнения со зверем, птицей, растением, ребен ком. Тропы, почерпнутые из одного источника, образуют определен ную иерархию ценностей, по отношению к которой рассмотрены разные персонажи. Поскольку сравнения такого типа принадлежат не только автору, но и персонажам, таким способом пересекаются разные субъ ектное сферы. Левин сравнивает Кити с цветком в сцене на катке: "для Левина так же легко было увнать ее в этой толпе, как розан в крапиве". В конце об этом же говорит Анна: "Она оставила во мне впечатление прелестного цветка, именно цветка". Вронский, начав ший охладевать к Анне, смотрел на нее, "как смотрит человек на со рванный им и завядзий цветок, в котором он с трудом узнает красо ту , за которую он сорвал и погубил его ". Варенька "была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, беа запаха цветок". Параллель ч е л о в е к - р а с т е н и е имеет и другие проявления. Левин сравнивается с деревом, принц, которого сопро вождает Вронский, "бил свеж, как большой зеленый глянцевитый гол ландский огурец". Каренин тянулся к влюбленному взгляду Лидии Ивановны, "как растение к свету". Сравнения такого типа выходят за пределы изображения персонажей. В речи одного из участников выборов с деревом сравнивается дворянство. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=