ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

ди было религиозностью, в символы, имеющие основание в человече­ с к о й духовности, нравственности, то есть вполне адекватнее ре- В ую й действительности, хотя и имеющие у с л о в т й х а р д а е р . |. Если в повестях "Смерть Ивана Ильича" и "Отэц Сергий" , значи­ тельную роль играют цветов!» эпитеты, воспринимающиеся наряд/ с яекоторъши другими деталями и образами одновременно в двух пла­ нах - конкретном и символическом, на который, собственно, прихо­ дится основная смысловая нагрузка, то в повести "Крейцерова сона- ia " обнаруживается принципиально иная организация образно-симво­ лических рядов, которую условно можно обозначить как символику звука. Прежде всего , обращает на себя внимание явное и несколько неожиданное для Л.Толстого преобладание в этой повести так назы­ ваем ое звуковых образов над зрителями. Поезд, в котором происхо­ дит действие, "свистит", "дребезжит"/погромыхивает -на стыках"; слышатся "звонки", "шум", "треск" стекол "двигающегося вагона", который подрагивает "со.всеми лавками и стеклами". Рэакие механи­ ческие звуки движущегося поезда являются своеобразным и постоян­ ном фоном, на который как бы накладывается "все более и более взволнованный страдающий голос" Позднчшева. "Особенность этого господина состояла еще в том, что он изредка издавал странные зву­ ки, похожие на откашивание или на начатый и оборванный смех" /1 2 ,б /. В повести брлее десяти рая упоминается издаваемый Поэдны- шевым странный авук, который разрешается в финале всхлипывающим нечленораздельным ме; 'ометнем "У1 y l у ! . . " Эти два взакмодейству- кщих звуковых ряда /звуки железной дороги и эвуки Поздолпева/ да­ ны через восприятие рассказчика - персонажа любопытного в том от­ ношении, что никакой информации непосредственно о нем автор не со­ общает, хотя выполняемая им сшетная функция представляется чрез­ вычайно важной. Именно рассказчику Д .Толстой передоверил организа­ цию овязи между звуками все быстрее и быстрее движущегося поезда и всё более и более страдающим голосом Поаднышева - значит, Тол­ стому было важно, чтобы Повднышев произносил свои монологи именно в вагоне железной дороги. КОбрая Повднышева неотделим от образа железной дороги. Но обраа Я*ЧЦнышк,; неотделим еще от одного образа, данного черев авук, - 01 Музыки, которая, начиная с заглавия и кончая раавяэкой /сцена щ |*йотв 9 , , является символическим выражением основного конфликта ■ Ч а с т н о определяет трагический пафос повести. Три авукоряда - железную дорогу, музыку, "странные звуки" Ирнншея.п - можно рассматривать как систему художественных сим- 11 " 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=