ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

рцом смысле выходит бесконечно далеко за рамки данного произведе- J 0 J. Говоря о том, что "свет" символизирует духовно-нравственное эдоэрение героя, освобождение его от "маски", истинную жизнь и - д . , мы не претендуем на то , чтобы полностью исчерпать богат­ ство смысловых связей, заключенных в этом образе. Однозначными jairae предстарляотся попытки религиозно-мистической трактовки,по­ скольку христианская традиция очень молода по сравнению с мифоло­ гической, а тот факт, что "свет" восходит к солярной символике, общеизвестен. Выводя своего героя, Ивана Ильича Головина, на со­ лярный, космический уровень, Л.Толстой погружает эго в систему таких духовно-нравственных ценнностей, которые предполагает преж­ де всего масштабные отношения человека и мира, а потом уже быто­ вое, семейные, служебные, государственные и прочие отношения. 8 э т о й связи реалистические детали и образы, подготавливаюцие "свет" йак центральный символ повести, - свечи, горящие у гроба и кар­ точного стола, черно-белое решение цветовой гаммы, "бунтующие ве­ щи" и т . д . - является еще и образами-напоминаниями об истинных возможностях человека, об истинном его предназначении. Именно эта функция дает основание включить разнородные и разномасштабные ху­ дожественные явления, которые, на первый взгляд, выполняет реали­ стически установленную сюжетную программу, в один символический ?яя* В повести "Отец Сергий” так же, как и в "Смерти Ивана Ильи­ ча", заметно преобладает черно-белые тона. Очевидно, столь тща­ тельный отбор красок должен играть, помимо изобразительной, еще какую-то роль. "Бьи жаркий майский день. Жених с невестой походили по саду и сели на лавочке в тенистой липовой аллее. Мэри была особенно хороша в б е л о м /разрядка здесь и дальше наша. - Н .П ./ ки­ сейном платье. Она казалась олицетворением невиннности и любви. Она сидела, то опустив голову, то взглядывая на огромного красав­ ца, которой с особенной нежностью и осторожностью говорил с ней, каящчм своим жестом, словом боясь оскорбить, осквернить ангель­ скую чистоту невесты" /1 2 ,1 9 9 /. В приведенной цитате нетрудно увидеть символическую наполнен- н°сть эпитета "белый” . Автор cpasy же расшифровывает эту кажущу­ юся несложной символику: ангельская чистота, олицетворение невин- н°сти и любви. В таком толковании эта в известной степени тради­ ционная литературная символика кажется романтическим в.тампом, яе вызчваюцим поначалу особых раздумий и ассоциаций. Лишь соотнеся его со всей тканью художественного повествования, со всей струк- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=