ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

E g He отступая от реалистичности, заклдаают в себе и символиче- JH fce начало, получающее в финале повести крайнюю степень выраже- Сама идея реалистической подготовки символа в системе Л.Толщи • v г л оГО принадлежит Б.М.Эйхенбауму *, но думается, что этот процесс г -Ж и яает в сео'я значительно более широкий круг художественных яв­ лений, чем принято считать. "Свет" в повести подготовлен, прежде «оего, с помощью свечи и черно-белой колористики, но и свеча, и чзряо-белая колористйка втягивает в зону символического воздей­ ствия Целый ряд "подробностей, долженствующих дать уровень реаль­ ности" Мощный символический заряд, данный в образе св ета, име- е|й о сто яш 1 ую тенденцию к расширению. « ‘рассмотрим некоторые особенности взаимосвязей "света", "све­ зи" а также эпитетов "черный" и "белый" в повести "Смерть Ивана Ильича". Повторяющийся образ свечи впервые возникает в контексте, который как бы противостоит теме смерти: " . . . инцидент панихида Ивана Ильича никак не может служить достаточным поводом для при­ знания порядка заседания нарушенным, то е с т ь . . . ничто не может помешать нынче же вечером щелконуть, распечатывая е е , колодой карг, в то время как лакей будет расставлять четыре необожженные свечи..." /1 0 ,2 7 3 /. 5 Второе упоминание свечи непосредственно связано о темой страдания и смерти: "Началась панихида - свечи, стони, ладан, слезы, всхлипыванья" /1 0 ,2 7 6 /. Уже начиная с пер­ вой главы образ свечи участвует в формировании двух основных мо­ тивов - жизни и смерти. Далее образ свечи становится постоянным атрибутом умирающего Ивана Ильича, пересекаясь с образом света и являясь как бы материальным воплощением света-тьмы: "Он мертвый человек, посмотри его гл аза . Нет света" /1 0 ,2 9 7 /; "Он потушил све­ чу й лег на бок" /1 0 ,2 9 9 /; "То был св ет, а теперь мрак" /1 0 ,2 9 9 /; "Он вскочил, хотел зажечь свечку, пошарил дрожащими руками, - Уронил свечу с подсвечником на пол и опять повалился пазад, на поф-шку" /Ю ,Я 99 /; "Огонь тух в главах" /1 0 , 302 /; "Вместо смер­ ти бш свет" /1 0 ,3 2 2 /. Герою повести дано пройти через "две жизни" - мнимую и истин­ ную - и соответственно испытать "две смеряй" - физическую и ду­ ховную. Изображение дпух жизней и двух смертей нашло отражение и в сюжетно-композиционной структуре произведения, где эпилог ста­ новится прологом, а развязка предшествует основ тому повествованию. ®я-«и словами, уже композиция ориентирует на возможность символи­ ческого прочтения повести. » Двойное значение, которое ззклш аст в себе понятия "жизнь" и 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=