ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987

что вся стране превратилась в место казни. Л.Толстой опровергав далее довод правительства, будто оно только "обороняется" от ствий революционеров. В конце концов он делает единственный для себя и для всех честных людей России: не молчать, не миртаь^ с преступлениями царизма. Специфической особенностью Толстого-публициста является усц, ление экспрессивного словаря публицистической речи, а также сво?, образное использование нейтральных слов и конструкций для эмощЦ нального воздействия на читателя. рассмотрим виды экспрессом в статье "Не могу молчать". Введение в текст открчтого авторского "Я" приводит к тому, | что повествование воспринимается как рассказ о лично увиданном, пережитом, продуманном. Достоверность информации и сила воздей- ствия ка читателя благодаря этому усиливается. В отличие от со­ временной публицистической речи, где повествование от первого ди. ца влечет за собой особый синтаксис, приближающийся к разговор- | кому стилю /простне предложения, парцелляция, сегментация, вста*. нне элементы и п р ./ , в статье Л.Толстого оно не нарушает свой­ ственный его прозе сложный синтаксис. В его публицистике, как и в художественных произведениях, преобладают сложноподчиненные м с тоименно-соотносительные предложения, построенные по формуле i / k а . В статье "Не могу молчать” частотность их употре(?ле;шя велика - 8? конструкций с типичной контактной рамкой ТО - ЧТОИ ТАК - ЧТОБЫ, ТЕ - КТО, ТЕ - K0T0FHE, ТАК - ЧТО, ТАК - ЧТОШ, Ш ТОГО - ЧТОШ, ОТТОГО - ЧТО /ПОТОМУ ЧТО/. Эти предложения в тол- стовской проэе организуются особым образом. Во-первых, ото стро- ятся как цепочка частей с тенденцией обрастать новши зв е н ь ям и с обязательной фонологической вершиной на соотносительных еловая "Придумано т о , чтобы делать эти дела тайно, на заре, т а к , обн| никто не видел их, придумано то , чтобы ответственность за п и ялодейства так бы распределялась между совериающими их людг™, | чтобы каяднй мог думать и сказать: не он виновник их". ^ Р'-вто-| рлх, эти предложения строятся у Л.Толстого по модели "не г <}£L /о т т о г о /. . . , а потому /о т т о г о /". Этим контрастом отрицаю- -угвв ждешя достигается "перспектива глубины", психологическая гарей теристика изображаемого становится всестороннее и глубже. Прич® "ритмическим импульсом" служат местоименные слова: "Все вы *oV~ т е с ь , но не оттого, что , как тот палач, вы внаете, что вы n o d jj паете дурно, а вы боитесь оттого, что вам кажется, что пт по° паст дурно". Однако наряду с этими, обычными для Л.Толсто/ , сПч 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=