ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1987
возникать и в других сценах, характеризуя того же персонажа. На пример, эпитет розовый, сопровождающий Кити в сцене бала / розовая Кити, платье на розовом чехле, рояовче туфли, розовый тюник/, по вторяется и в сцене венчания / розовая лацонь/. Повторяющиеся оце ночные слова определяют окраску целнх сцен, отражая точку зрения определенного персонажа, его восприятие окружающего мира и других персонажей. Иногда эти слова сконцентрированы в небольшом фрагмен те текста, как слово прелестный, передающее впечатление Кити от Анны, иногда, напротив, растворэны в развернутых фрагментах, опре деляя окраску целых глав /слово неприлично. отражающее оценку Ка ренина в сцене скачек, против то , передающее оценку Левина, - в сценах, где фигурирует Васенька Весловский, гадкий, отвратитель ный и т . д. в изображении предсмертных Переживаний Анны/. Помимо повторов, которые группируется вокруг определенного персонажа, в романе широко распространены повторы слов, которне характеризует разных персонажей. Например, эпитет мрачный харак теризует в разных сценах и Левина, и Вронского. Эпитет сухой ха рактеризует Долли /сухое выражение; сухая, худая рука/ и мать Вронского /сухая старушка, сухая рука/. Повторы или однокоренные слова характеризует и участников олной сцены,-когда чувства одно го персонажа либо совпадает с чувствами другого, либо передается ему: "Левин покраснел и от стндй и досады на свою ж ену ... но Марья Николаевна покраснела еще больше. Она вся сжалась и покраснела до сл е з"; "Серьезный и строгий склад губ, который он видел из-под ву аля, сразу изменил его душевное н астроение... Лицо его приняло гордое и строгое выражение"; "Левин... отчаянно-решительным шагом вошел в гостиную и увидел е е . . . Кити... с отчаянною решительно стью пожала своею холодною рукой его руку"; "Выражение ее лица бы ло холодное и неприязненное... То же выражение холодной готовнося к борьбе выразилось и на его лице". Повторы эмоциональных слов устанавливает многочисленные точм соприкосновения между сценами, непосредственно не связанными. Сла ва ужас, ужасный характеризует в разных сценах состояние Анны, Ле вина, Кити. Через разные сцены романа проходят сквозные слова ве- селый, веселье. Точки соприкосновения между персонажами устанавливает их сравнение друг с другом. Сравнивается участники одной сцены: Аняв сравнивается с сыном:"- Лучше тебя н е т !.. - с отчаянием вакричаЛ J он сквозь с я е в н ... - душечка, маленький мой! - проговорила Анна 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=