ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

с е т с я н а в с т р е ч у ...; Вот стороной дороги бегут две потные косма­ тые л о ш а д и ...; Вот далёко з а оврагом виднеется на светло-голубом небе д ер евен ская ц е р к о в ь ...; Вот длинный обоз огромных в о з о в ... /1 1 3 - 1 1 5 /.Концовки оформляются частью как вопросительные пред­ ложения /прямой или косвенный в о п р о с/ и носят присоединительный х а р а к т е р , связы вается при помощи союза И или бессоюзно щ и пред­ ставляют самостоятельные предложения. В соотносител ьности' начала и конца каждого ССЦ выражается организационный параллелизм , внутри ССЦ преобладает цепная с в я з ь : . . . э т о богомолки. Головы их закутаны грязными платками, з а спинами берестовые котомки, ноги обм о таны ... 1 ™. медленным тяжелым шагом п родви гается вперед одна з а другою. . . - В описании быстрого движения встретившейся коляски исполь­ зо ван а соответствующая л екси ка /бы стро н есется н а в с т р е ч у ... д в е с е к у н д ы ... п р о м е л ь к н у л и .../. Цепная с в я а ь : лица - эти лица - их не увидишь. И так в каждом ССЦ взаимодействие лексически х, грамматических и 'ф он етических средств со зд ает нужный эффект. Приведенный м а т е рш л д ает возможность сд ел ать заключение о некоторых особенностях авторской манеры,молодого Л ьва Толстого, проявившихся в трилогии "Детство". ^ОтрочествЛ “Юность". В обще- языковых принципах организации ССЦ /ц е п н а я , гч р зл л ел ь н ая , присо­ единительная с в я з ь / видна авторская тенденция- к использованию приема параллельного построения не только конструкць,!, но и с а­ мого изложения. Подход к ССЦ как к единице т е к с т а , позволяющий выделить содержательные виды ССЦ, оказал ся вполне оправданным: построение ССЦ зависит от содержания и определяется им. Т ак, в описаниях /природы , картин жизни, л одей , их п о р т р е то в / явно преобладает параллелизм и анафоричность. в повествовании 6 со­ бытиях, действиях "р аб о тает" в большей мере цепне связь.Примат содержания диктует выбор формы: в описаниях употребительны л е к - с ;ми именные, в динамических картинах - глаго лыП е /с р .^ 'Б о г о ­ молки" - "Коляска" и д р . / , ' Лзучение организации ССЦ у Л .Толстого може'т со став и ть пред­ мет особого большого и сследовани я. Анализ поздн; ч романов Тол­ с т о го в соп о ставл ен ии 'с ранними произведениями, сопоставление структуры ССЦ в произведёниях на разные темы может д а т ь ценный материал как о развитии и многообразии форм выражения творчес­ кой интгеицуальности великого п и сател я, так и о сущности самого ССЦ, его типологии, стро е” и ь , его с т а т у с а ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=