ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

В художественных т е к ст а х Л ьва Толстого сравнительные оборо­ ты преимущественно употребляются со специальным смысловым н азна­ чением: для яркой характеристики действующих лиц в отношении внешности, физического со сто яни я, психического состояни я; для образной характеристики жизни и деятельности людей; для образ­ ной характеристики окружающей среды /о б с т а н о в к и /, явлений при­ роды, действий стихийных си л. Морфологически сравни­ тельное обороты выражаются именами существительными в форме име­ нительного падежа, целыми сочетаниями слов /сущ ествительное+су- щ ествительное; прилагатеяьное+существительное ; числительное + существительное; существительное+определяющее причастие; д е е ­ причастие + зависимые управляемые именные ч асти речи; имя при­ лагател ьн о е + имя существительное + имя существительное и д р . / . Например: Как огромное, многочленное животное, полк принялся 8 а работу устрой ства сво его логовища и пищи /Война и м ир/; Он /П ь е р / зн ал , что тут собран а вся интеллигенция П етербурга, и у н е го , как у ребенка в игрушечной л а в к е , р азб егали сь г л а з а /Вой­ на и м ир/; Тихон, как и в се хорошие л а к е и , знал чутьем направ- • ление мыслей /Война и м и р /; Вдруг ч т о -т о случилось; офицерик ахнул и , свернувшись, сел на землю, как на л ету подстреленная птица /Война и м и р /. При равных условиях выбора Лев Толстой о тдает предпочтение ' сравнительному обороту и почти не употребляет сравнительно-упо- добительвых наречий типа ли сой , конем, которые лексически па­ раллельны сравнительном оборотам с их союзами. Художественному гво р теств у Л .Толстого свойственно метафори­ ческое преобразование на основе сопоставления предметов, дей­ стви й , признаков и т . п .,; например: Он /к н я з ь А ндрей/, как в з аколдованный, заснувший зам ок, въехал в аллею и в каменные во­ р о та лысогорского дома /Война и м и р /; Он /Л е в и н / сошел в н и э,и з­ б егая подолгу смотреть на н ее, как на солнце.. но он видел ее Кити, как со лнц е, и не гляд я /Анна К аренина/. В худож ественно-изобразительной систем е Л .Т олстого широко используются все способы подчинительной грамматической свяэи сравнительных оборотов с определявший словами или словосоче­ таниями - главными или второстепенными членами основной части простого предложения. Выделяются /к а к наиболее часто тны е/ сл е­ дующие виды синтаксических отношений: согласование с. подлежа­ щим, согласование с определением, согласование с дополнением; . 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=