ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

содержания. Рассмотренные фразеологизмы и метафорические сочета­ ния принадлежат к ос нов m u яэыковьм средствам образного воплоще­ ния творческих замыслов Л . Толстого. Их семантика обогащается в индивидуальном употреблении. Наиболее распрост раненным явл яется тс :ое употреблени е, при котором одновременно актуализируется разные планы оборота - конкретно-образный и обобщенный, абстра­ гированный от е г о образной основы. Концентрируя мысль; образные фразеологизмы и авторские м ета­ форические сочетания со зд ает целостное отражение р а зн о о б р а зи и ситуаций. Эта ц елостн ость не препятствует актуализации опреде­ ленных асп екто в изображаемого пут<ем выявления субъективных пред­ ставлений и ассоциаций. При этом обнаруживается две ассоциатив- .;о-образнье сферы - автор а и персонажа. Они смы кается, расширяя диапазон изображ ения, сталкивая и объединяя различную, иногда контрастную оценку явлений. Использование для выражения идейно-художественного содержа­ ния произведения фразеологизмов и метафорических словосочетаний, взаимосвязанных сетью образных ассоциаций, глубоко мотивировано строем художественного мышления Л ьва Т о л сто го , ведущего к ото­ бражению ситуаций и характеров' в многообразии и единстве проти­ воречивых сторон . П р и м е ч а н и я Здесь и д а л е е ссылки д ае т ся по изданию: Толстой ji.H . Собр. с о ч .: В 12-ти т . - М . , 1959. Цифры в скобках обозначают номер тома и страницы. ^ См.: Французско-русский ф разеологический сл о вар ь . - М ., 1963, с . 279. о УДК 8 0 1 .318 И .Ф .Ьолдаван /Запорожский пединститут/ Ф СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ В СИСТОЛЕ ХУДУЖТВЕННО-ИЗОБЙЬ- ЗИТЕЛЫНХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л .'Н . ТОЛСТОГО Сравнительный оборот был предметом изучения многих лингвис­ т о в . С точки зрения современной науки, основная функция сравни­ тельного оборота заключается в том, чтобы к а к о е -т о качество .со ­ стояние или действие определенного предмета сопоставлять или сравни вать с д р у го й , Хорог,' известной субстанцией , вмравитеяъ- ёе • . -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=