ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

которую он гак верно понимал и ,осуждал / 6 , 2 5 3 / . Выделенное вы­ ражение представляет метафорическое един ство. Под лекарствами вдесь подразумеваются приказы Наполеона, выполнение которых только зат{удняло боевые действия французской армии и ухудшало 'е е положение. Сочетание т а к верно понимал и осуждал подчеркива­ е т , что Напмеон мог .правильно оценивать действия дру ги х , но не свои собственные. Нередко фразеологизм исполнять роль и слово р о л ь , эквивален­ тное обороту исполнение роли , употребляются в сочетании с оце- ночнля! с л э ш ш , создающими, обличительную экспрессию . Призер: И он /Наполеон. - А ..М ./-опять перенесся в свой прежний и скус- ствеЧвдй мир-призраков к а к о го -то величия, и оп ять /к а к т а л о - шздь, ходящая на покатом колесе привода, воображает с е б е , что она ч т о -т о делает для с е б я / он покорно стал исполнять т у жесто­ кую, печальную и тяжелую, нечеловеческую р о л ь , ко тор ая ему была предназначена /6 ,2 6 9 / . ^ "Искусственному миру призраков к ак о го -то в ели ч и я", созд ан ­ ному воображением Н аполеона, зд есь противопоставлена "ж естокая, печальная и тяж елая, н ечеловеческая р о л ь ", исполнителем которой он явился в дей стви тел ьн о сти . Определения к сл о ву роль со став л я ­ ют лексический р я д , дающий разностороннюю обличительную оценку действий Наполеона. Сочетания покорно стал исполнять печальную и тяжелую рэль "выражают представление Толстого о предопределен­ ности исторической роли Наполеона. В следующей метафорической конструкции Наполеон уподобляет­ с я актеру: Действие совершено. Последняя роль сы грана. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадо­ бится / 7 , 3 5 7 / . Здесь выделяются^три метафорических сочетания со структурой предложения. Их объединение подчинено представлению Толстого об историческом предназначении и судьбе Наполеона. Основное содержание э т о го сверхфраэового един ства сконцентриро­ вано в оборэте последняя роль сы грана. В нем акту али зи ру ется Два семантических плана: ч е р е з приэму конкретно-образного пред­ ставления о судьбе сыгравшего свою последнюю роль а к т ер а вырй- жена мысль Толстого о завершении миссии Наполеона - это го п ер ­ сонажа на исторической ар ен е. Фразеологизм и г р а ’ь роль употреблен также при соп о стави тел ь­ ной характеристике Кутузова и Наполеона: Кутузов никогда не го - вопил о сорока в е к а х , которне смотрят о пирамид, о ж ертвах, ко­ i f ■ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=