ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
ew орружапцего, ск в о зь призму положительных эмоций" /голубы е меч ты , рововые мечты, голубая роль, голубой х а р а к т е р , видеть в розо вом свете и д р . / : 01 как хорошо ваше врем я, - продолжала Анна. - Помню и знаю это т голубой туман, вроде т о г о , ч то на горах в Швей царии. Этот туман, который покртвает в с е в блаженное то время, к о гд а в о т-в о т кончится д е т с т в о , и из это го огромного к р у г а . сча стливого , в е с е л о г о , д е л ае т с я путь все уже и уже и весело и жут ко входить в эту анфиладу, х о тя она кажется и св етл ая и прекрас н а я . . . / 8 , 8 6 / ‘ ..Р а зв е р н у т а я метафора передает восприятие живни в юности с ее неясными мечтами, н еоп р ед ел ен н ей надеждами, ожида нием с ч а с т ь я . Этот образ дополняется представлением "огромного к р у г а , счастли во го , в е с е л о г о ". Жизненный путь представлен светлой и прекрасной анфиладой, путь в которую "все уже и уж е". Выделен ные о б р а зш е сочетания концентрируют основное содержание данной метафорической конструкции. Каждое иэ них последовательно переда ет определенную ч ас ть это го содержания. Рассмотрим употребление бливких по смыслу метафорических сло восочетаний растворенная д в е р ь : закры ть, зап ереть и зап ечатать ящик; открыть глубину души; закрыть глубину души. Словосочетание растворенная д в е р ь , употребленное как сравне ни е, переходящее в м етафору, служит раскрытию душевного состояния Пьера и Наташи, внезапно встретившихся после тяжких у трат:"Н о н ет, это не может быт1, - подумал он. - Это стр о го е,х у д о е и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание т о г о " . Но в это время княжна Марья с к а за л а: "Наташа". И лицо, с внимательными глазам и , с трудом , с усилием , как о твор яется заржа в е л а я д в е р ь , - улыбнулось, и ив этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счасти ем , о. кртором, в особенности т е п е р ь , он не думал. Пахнуло, охватило и поглотгао е г о в с е г о . Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее /7 ,2 8 9 / . Как видим, анализируемое с о четан и е передает постепенное раскрнтие возможности счастья для Пьера и служит образным стержнем целостного содержания сперхфра- вового един ства. £ . . Развернутая метафора, центром которой я в л я е тс я сочетание за крыть, аапереть и за п е ч ат а т ь ящик, концентрирует основное содер жание первых шести абзацев главы ХХУ1 части П романа "Анна Каре нина": ...З м у /К аренину. - К М ./ было слишком страшно понять свое настоящее п о л о х ^ и е , и он в душе своей э з крчд. запер и п о п е ч а ги , би
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=