ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

Эту же с?тункгтхтю выполняют с л о в а , характеризующие интонацию ■геро я: умоляющий го л о с, обиженный т о н , задушевный то н , нереши­ тельный и жалкий го л о с, отчаянней крик и т . д . Автор романа "Война и мир" очень ч а с то непосредственно назы­ в ае т то чувство-, которое испытывает е го герой: недоброжелатель­ ное ч у в с т в о , радостное ч у в ств о , чувство п р езр ени я, приятное чув­ с т в о , ч у в с т в о с тр а х а и ап атии , чувство виновности и т . л . Выразительными средствами воплощения лексической коннотации в романе "Война и мир" я вл я ется фразеологические единицы; ч а с т ь фразеологизмов х ар ак тер и зу ется яркими эмоционально-оценочными коннотациями: .винтить хвостом , повесить н о с , н аболтать с три ко­ роба., из ума выжить и д р . Рельефному выражению лексических кон­ нотаций служит употребление слов в переносном значений. T aft, выс­ шей похвалой в у с т а х няни, звучит оценка пляски rp ajia Ростова: Батюшка-то наш! OgenJ - Или замечание граф а Ростова по поводу .Митеньки, которому поручалось д о с т а в и т ь для графини сем ьсот руб­ лей: Экое золото у меня этот Митенька, - прибавил граф улы баясь, когда молодо;-, чел о век в ош е л ..- Нет т о г о , чтобы н ел ь зя. Я же э т о ­ го терп еть не м огу. Всё можно. И для выражения совершенно противоположных чувств и опенок употребляются таки е с л о в а , как к р тса в оЙ£азэ_офице£а, 'змея в о бш ч та клнцле^а^ корсиканское чудовщ е- н_облике Наполеона. Весьма важную роль играют восклицательные предложения. - Напри­ мер, чтобы полнее передать, "болезненно-тревожное впечатление" Николая РОстова и п о казать "и стр ах смеряй и носилок, и любоць к солнцу и жмени", автор восклицает: Как хорошо п о казало сь н е б о , как гол у б о , спокойно и глуб о к о ! Как яр ко и торжественно опускаю­ щееся солнце 1 Как лзеково-глянцдвито бл_естела в о д а ,в .д алеком Ду - ■S8SJ одним йз способов, выражения взволнованного душевного со сто ­ яния героя служит ■ преротистая р е ч ь . Столь же выразительны наруше­ ния стро гих норм внутренней р ечи , передающей противоречивые дви­ жения мыслей, сцепления переживаний и больших, долгих и мучитель­ ных т и с к о в нужных решений. Наблюдения нал использованием языковых' средств выражения эмоций и оценки в романе "Война и мио" приводят, к выводу, что в предметно-содержатез/пном отношении и стилистическом плане "лаже с а ш е "безобразны е" ср ед ств а языка под пером Л ьва Толстого полу­ чают неоспоримую художественно-изобразительную си лу , какую не мо­ жет не ч у в ств о вать и не понимать владеющий русским языком.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=