ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
времени. Семантическая структура этих прилагательных сложная, по тому ч т о она включает в себя дополнительные семантические оттенки производящих основ имен существительных; например, снеговой /х р е - б е т /, в ечерняя /п р о зр а ч н о с т ь /, глиняные /д о м а /, плоские /крыш и/, з оронкообразные /т р у б ы /, чеченский / а у л / , вечерний /д ы м /, мирный /а у л / . Этой специфичностью относительных прилагательных восполь зовался Л .Толстой и дал на страницах повести яркие рельефные об^- разы /к а р т и н ы /. Изобразительные функции выполняют адъективдае п ричастия, на пример, заросший л е с , разговаривавшие к а за к и , видневшиеся чечен ки. Адъективные причастия удерживают в к ач еств е дополнительных оттенков понятия действий и состояний, их активного проявления; причастия придают пейзажным зарисовкам динамичность и одухотво ренность. Идейно-тем атическая направленность произведения определила подбор прилагательных и при создании образов литературных ге р о е в . Благодаря выразительным свойствам прилагательных персонажи и предметы повести предстают выпукло, пластично и живо; Например: Отворив дальше д в е р ь , Оленин в полусвете увидел всю высокую и стройную фигуру молодой к азач к и . С быстрым и жадным любопыт ством молодости он невольно заметил сильные и девственные формы, обозначившиеся под тонкою ситцевою рубахой, и прекрасные черные г л а з а , с детским ужасом и диким любопытством устремлённые на не го /2 0 5 / . С помощью употребленных прилагательны х, непосредственно вы ражающих экспрессию внешнего к а ч е с т в а , физического с в о й ст в а ,ц в е т а , оценки с дополнительными оттенками психического состояни я, Толстой д о с т и га е т совершенства скульптурного изображения-Марья- (н . Эти ср е д ств а языка преобладают у писателя при соадйнии обра зов го р ц ев , Лукашки, Оленина, Брошки и многих к азак о в. Обравн л вд ей , далеких от буржуазной цивилизации, вырисовыва ются такими экспресс ив шми прилагательными, какие подчеркивают в героях красоту физической, духовной и моральной силы, е с т е с т венно проявляющейся на фоне дикой кавк азск ой природы: Лукашка, стоявший на вышке, был высокий, красивый малый лет двадц ати , очонь похожий на м ать. Лицо и всё сложение е г о , не смотря на у гл о в ато сть молодости, .выражали б о л ьш ущ {ж м т сж ю и н р авственную си лу . ...П о р о зн ь черты лица его были нехороши, но, ввгачяув ораву тга а г а статн ое с л о ж и т е и чернобровое умное л е т т . 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=