ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

осознания любви к Марьянэ, и настоящее товарищество казаков с та: высокими душевными качествами; к р ас о т а дикой природа Кавка­ з а и отвратительные помыслы и поступки Оленина, Белецкого и дру­ гих представителей дворянско-помещичьей среды. Симпатии и антипатии Толстого ск азал и сь на реалистической и приподнято-поэтической манере повествования в пейзажных зарисо­ в к а х , в создании пор тр ето в, внешности г е р о е в , в раскрытии их к а­ ч е с т в ; они отравились и на выборе образных {речевых с р е д с тв , в ч а с тн о с ти , экспрессивных имен прилагательных. Сравним, например, городскую зимнюю природу в ч ас о тъ езд а Оленина и восприятие им картин К авк аза. Скупыми красками со зд ает Толстой московский ноч­ ной пейзаж: Всё затихло в Москве. Редко, редко где слышится в и зг колес по зимней улице. В окнах огней уже н е т , и-фонари потухли. От церквей р азн о сятся звуки колоколов и , колыхаясь над спящим г о ­ родом, поминают об у т р е . На у л и ц а х 'п у с т о . Редко где промесит у з ­ кими полозьями песок с снегом ночной извозчик и , перебравшись на другой у г о л , за с н е т , дожидаясь, седока." Пройдет старушка в ц е р к о в ь ... Рабочий народ уж поднимается после*долгой зимней но­ чи и идет на работу. А у господ еще в е ч е р - 1.. Будничность городской жизни ночью с"обыденной суетой перед рассветом подчеркивается только четырьмя прилагательными / в ос­ новном, относительными/ с изобразительной- экспрессией: зимний. ночной, адъективированным причастием спящий, а, также сочетанием качественного /д л я усиления п р и зн ак а/ й повторяющегося относи­ тельного прилагательного долгий зимний. В конце главы Толстой использовал еще одно' качественное прилагательное / " . . .ям ск ая взъерошэнная тройка потащилась из темной улицы "/. В описании безотрадной ночи почти не применяются, прилага­ тельны е; описание д ел ается преимущественно с помощью безлично- предикативных слов /с л о в категорий со с т о я н и я /. Иное отношение п исателя к прилагательным, их экспрессивным оттенкам , ко гд а он рисует картины К авказа и выражает идеи опрощения, слияния чело­ в ек а с природой. Художник подмечает разнообразные признаки в явлен иях, предм етах, их д етал ях и стремится п ередать их с помо­ щью конкретных красочных прияагательннх-опрелелений р а з л и ч н а семантических и стилистических г эд т п . Например, так и зображ ает­ с я предвечерняя пора на корлоне у к а зак о в : Солнца уже приближалось к сн°говому х р еб ту , белевшему нал курчавыми облаками. Облака, волнуясь у его подошвы, принимали • 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=