ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

Если сочетание холодный в згл я д в приводимом ниже кон тек сте яв л я ет с я общеупотребительным и у казы вает на душевную холодность чел о в ек а, то сочетание зеркальный в згл я д явл яется чи сто ав то р ­ ским образованием : Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные йе пропускавшие, к себе г л а з а , и ему стал о смешно / 5 , 2 1 2 / ; ...Н о одно смущало кн язя Андрея - это бнл холодный, зеркальный, не пропускавший к себе в цущу в згл я д Сперанского и е го белы е, неж­ ные- руки. Зеркальный в згл я д и нежная рука э т а почему-то р а зд р а ­ жали кн язя Андрея /Ъ ,1 7 1 /. Контекстуальная синонимия построена на сближении в контексте значений выделенных сл о в , на п еренос­ ном, образном употреблении второго компонента сочетан и я. В романе "Война и мир" преобладает случаи контактного ис­ пользования контекстуальных синонимов, ко гд а они следуют один ва другим в пределах одного предложения. Чаще в с тр е ч а е тс я со о т­ ношение синонимов в порядке, н ар астан и я, усиления како го -л и б о признака. Это д ает возможность писателю подчеркнуть, акцентиро­ вать к а ки е -то мысли, наблюдения, положения и сп особствует более эмоциональному освещению ф актов. Обратился к примерам: ...В с е чувствовали ,, что со вер ввется ч т о -т о нешуточное. значительное и торжественное /4 ,3 0 1 / ; представительный, осанистый вид / 6 , 2 5 /; в з г л я д был потухшим. мертвый / 4 , 1 1 0 / ; невыспавшиеся. т у с к ­ лые гл ав а /4 ,2 2 5 / . К онтекстуальная синонимичность слов невыспавшийся - тусклый построена на сближении в речи значений выделенных слов и на пе­ реносном, образном употреблении первого компонента со ч е тан и я. Общий семантический стержень синонимичных слов - "о гл а в а х .Ли­ шенных б л е с к а , яр ко сти , живости, осмысленности". Такое то л к о ва­ ние можно подтвердить примерами: Н ачалось! Вот оно! было даже у. на крепком карем лице, князя Б агратион а с п о л у а а к ^ ы м и , мутны- ми, как будто невыспавюимися г л а з а м и ... /4 ,2 2 0 / ; ...К н я з ь Ба­ гратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмо­ трел на него молча / 4 ,2 2 3 / . Интересно отметить контрастное использование групп к о н так т­ но расположенных синонимических единиц. Т ак, JI.'Толстой рисует перерождение героя с помощью одной детали - вы сокого, бескон еч­ ного н еб а, символизирующего дачто т а к о е , что стоит над стр ем л е­ нием л глей к с л а в е , уп асти , могуществу и что доказы вает ничто­ жество этих стремлений: Как ти хо , спокойно и то рж еств ен н о ,"со ­ всем не т а к , как я бежал, - подумал кн язь Андрей, - не г я к .к а г 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=