ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

вествовательный художественный т е к с т . Глагол говорит вводит и вопросительные пеплики, наряду с глаголом спрашивает /последний употреблен в т е к с т е 3 р а з а /: - Что? - говорит Жилин / б / ; Подумал Жилин и говори т: - А ружье заряжено? / \ / . ■ Единично, использование других вводящих глаголов: эовет /1 р а а /, кличут / 2 р а з а /,' пришли /1 р а з / , языком щелкает /1 р а з /.и некото­ рых, других. В отличие от глагола го во р и т, характерного для диало­ гически связанной речи, названными глаголами вводятся короткие, преимущественно однословные и коммуникативно не соотнесенные реп­ лики: И которые татары привыкли к нему, - когда нужно, кличут: "Иван, Иван!" / 3 / ; Слышат - запел мулла на кдаше / 5 / ; . . .Татары пришли, языком щелкают: - Ай, урус! а й , Иван1 / 3 / . Наблюдается постоянство грамматических форд и словообразова­ тельной структуры вводящих глаголов речи и мысли /форма н а ст, вр . е д . чи сла бесприставочных глаголов: го во р и т, д у м а е т /. Иные формы и словообразовательн ая структура единичны: проговорили . , приговари вает, стал го во р и ть, раздумался. К тому же они могут дублироваться глаголами обычной формы, например: Подошел хозяин к Жилину, с т а ; ему говори ть: "Если, - го во р и т, - мне не пришлют з а вас в ы к у п ..." / 5 / . • Своеобразно окружение и сочетаем ость глагола го во ри т. Очень часто он сопровождает другой глагол речи , в котором указание на факт речи осложнено указанием на ее конкретную целевую направлен­ ность: Абдул с п о р и !. говори т: "я за них деньги о т д а л '..." / 5 / ; Или глагол со значением ж еста, дей ствия и т . д . : А Жилин см е е т с я , говорит. .♦ / 5 / Взял Жтаин шест и г о в о р и т ... / б / . \ Глаголы говорит и думает употребляются в р асск азе без каки х- либо квалификаторов - качественных наречий, сущ ествотелыих в п а - дежннх формах с качественным значением, деепричастий и дееп ри част­ ных оборотов и т . д . Говорит и думает в интерпозиции / а иногда и в постпозиции/ могут выступать одновременно и как вводящие глаголы , и как ввод­ ные сл о ва: Костылия и слуша*ь не х о ч е т . - Нет, -.г о в о р и т , - уж мне, видно, отсюда не выйти / б / ; "Г де, - дум ает, - матери столько ден ег в а я т ь , з а меня заплатить" / 3 / ; -Прощай, - го вори т, - Липуч­ к а . В ;к теб я помнить буду / 6 / . Часто в одной фразе вводящий гл а ­ гол со значением говорения дублируется в в о д и в слов см "говосттг" /выполнпютим, как о к а за н о , одновременно и функции вводящего г л а ­ г о л а /: Подошел 'созяин к Жилину, стал ему. го долить: - ~ сяи , - по­ в орот, - мне нэ пришлют з а вас в ы к у п ... Д > /; Стел йога» его у г с - 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=