ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
о ружье осеклось / 2 / . Или даже только констатируется сам факт речи /р а с с к а з а / - б ез передачи ее содержания: Р ассказал Жилин, как с ним было дело / 2 / . Характеристика форм речи, е е особенностей,м анера ее произ н есения, ж еста, мимики, интонации и т . д . , содержащаяся обычно в главной ч а с т и , в данных предложениях о тсу тству ет. Любопытно сравнение с конструкциями косвенной речи в прозе Ф .Ч .Лостоев- с к о го , где обращает на себя внимание не только их р азверн у то сть, детализация содержания и формы речи, укаэанда на невербальную р е ч ь , но и ф акта цитирования, дословной передачи речи персона жей. Показательно также сравнение в названном смысле практики самого Л .Толстого - с одной стороны, автор а "К авказского плен ни ка", расск азо в для д е т ей , произведений 80 -9 0 0 -х ' г г . , а с дру го й , - авто р а произведений предшествующих периодов. В.Н.Волошинов писал: "Сколько-нибудь широкое и сущэственное развитие п р едм етн о -ан али ти че^ая модификация может получить только в несколько рационалистическом и догматическом авторском кон тек сте, . . . г д е автор своими словам и, сам , от сво его л и ц а ,з а нимает какую -то смысловую позицию". 3 Исследователь с ч и т а е т ,ч т о вта модификация слабо р азви та в русском языке и в русской худо жественной речи . "И звестное значение она приобретает лишь у т е х авторо в, кбтор’ге не отказывается от с в о его слова в его смысло вой направленности и весомости, например, у Тургенева и , в осо бенности, у Т ол сто го ". 4 Может п ер едаваться не процесс р ечи , а е е восприятие; в к ач е с т в е вводящих выступают глаголы мысли, осложненные другими, 'в том числе модальньми значениями. Например: Только понял Жилин, ч^о велит идти к у д а-то / 2 / ; Слышит Жилин, что судят про них / 5 / ; . . . Догадывается< что русские близко подош ли ... / б / . Имеет м есто также явл ен и е, среднее между КР, оформленной как сложноподчиненное предложение, и рассмотренными ниже кон струкциями КР; с в я зь между частями сложного предложения ослаб л е н а , на передний план в вводящей гл аго л е выступает указание н а факт речи: Судят про них, что с ними д ел ать / б / . Главными аналитическими формами п о к аза речи персонажей я авторском т е к с т е "К авказского пленНука" являются следующие: . 1. Конструкции, Нсимраюцие лить предмет сообщения, п р ед став - яяюцие т а к наяываемую тематическую , или скрытую косвенную речь /р азл и ч н ее е е разновидности/: думает об вольном житье / б / \ щ я ~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=