ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

няется воспроизведенном внутренних монологов главных действующих лиц - братьев Козельцовых. Формы несобственно-прямой речи исполь- вуотся в последнем севастопольском р а сс к а зе редко и главным обра- 8ом для передачи "внешней" речи второстепенных персонажей /с о в се ­ ми ее индивидуальными и социально-характерологическими особеннос­ тям и/: Один /с о л д а т . - А .Г ./ рассказы вал, что скоро должно кончи­ ться осадное положение в С евастополе, что ему верный флотский ч е ­ ловек рассказы вал. как Кистентин. ц ар е в -б р а т , с мериканским dtao- том идет к нам на выручку, езде как скоро уговор будет, чтобы не палить две недели и отдых дат ь , а коли кто выпалит, то за каждый выстрел 75 копеек тарафу платить будут /1 0 7 /. В отличив от "Севастополя в м а е ", где внимание ав то р а-п о в ест- вователя почти исклкиительно сосредоточено на анализе внутренних состояний персонажей /особенно в минуты смертельной о п асн о сти /, в р асо к азе "Севастополь в августе 1855 года" JI.Толстой стремится к созданию более пластичных и цельных индивидуализированных об­ разов персонажей. Именно в этом расо казе формируется своеобраз­ ный толстовский стиль пор тр ета. Начальные портретные зарисовки осуществляются, как правило, с позиции стороннего наблюдателя, как бы впервые видящего данного человека и остро всматривающего­ с я в него /удельный вес этой позиции заметно во зр астает в послед­ нем севастопольском р а с с к а з е /. Поэтому портретные характеристики создаются по принципу сочетания "зрительных" определений,опреде­ лений оценочного плана и - нередко - описаний выразительных жес­ т о в , движений персонажа, косвенно отражающих его состояние в изображаемый момент.'При этом обычно используются /вы являя специ­ фичность набранной аотором позиции/ слова и словосочетания со значением предположительности, неопределенности, н еуверенности /, Т ак, например, даются портреты офицеров, играющих в карты /г л а ­ ва 17/s Красивый худощавый брюнет, с длинным, сухим носом и боль­ шими усами, продолжавшимися от щек, метал банк белыми красивш и пальцами, на одном из которых был большой золотой п ерстень с ге р ­ бом. Он метал скоро и неаккуратно, видимо чем -то взволнованный и только желая к а за т ь с я небрежным... По левую руку на корточках сидэл к р .с н н й , с потным лицом офицерик, принуждение улыбался и щутил, когда били его карты , он шевелил б е с п р е с т э т о одной .рукой в пустом кармане шаровар и играл большой маркой, но, очевидно, уже не на чи сты е, ч т о именно и коробило красивого брюнета / 9 5 / . Важную образно'конкретизируюцую функцию при созданий порт­ ретных характеристик выполняют у Толстого не только согласован-*^ ;.58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=