ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

применен в "Севастополе в а в гу сте 1655 г о д а " , но ут.е не а сжэто- обобценной, а в рязээрнутой худот'лтаэнчо-кош гре'ткзированяой форме._ Р ассказ "Севастополь в м ае" занимает особое место в раннем творчестве Л .Т о л сто го . В нем впервые в литературно-художествен- ной практике писателя и спользуется сложная система субъектных призм, в которых преломляется освещение сюжега. Изображение д е й ­ ствительности во втором севастопольском р асск азе осуществляется с разных позиций: с позиции всеведущего а в то р е , осуж денно го ог своих ге р о е в , нахбдящегося над ними, а не среди них; с позиции персонажа; с позиции стороннего наблюдателя / с м . , например, опи­ сание штабс-капитана Михайлова при первом его представлен и и /; с повиции непосредственного наблюдателя, незримо присутствующего в изображаемой сц ен е, в т е х же услови ях, что и герой /с м . изо­ бражение прихода в пггаб боевого пехотного офицера/. В св язи с ’ углубленным психологическим анализом индивидуаль­ ных образов усложняются стилистические приемы выражения и изо­ бражения. Более глубокой становится дифференциация сл о весн о -х у - дожественных 'юрм, более разнообразным их взаимодействие. Широко привлекается несобственно-прямая р еч ь , выступающая зд есь и как средство передачи "внешней" речи персонаж а,и как один иэ спосо­ бов развернутого изображения "диалектики души". Во втором севастопольском расск азе впервые в творч естве Л ьва Толстого используются формы "внутреннего монолога", передающего логически неорганизованный, хаотический поток возникающих г д е -т о в глубине совнания и не высказанных вслух мыслей персонажа /Ми­ х ай лова, П раскухина/. Взволнованное психическое состояние геро ев передается и своеобразным сплетением автор ской , н есобственно- прямой и "внутренней" /п р ям о й / речи. Эти стилистико-речевые фор­ мы органически сочетаются между ообой в разной последовательнос­ т и , со зд авая динамический, прертвисто-непоследовательный поток сознания персонажа / с м . , например, изображение в главе 12 беспо­ рядочного движения мыслей и чувств Праскухина в момент см ертель­ ной о п асн о сти /. В большей части р асск аза предстэвлено .нормативное повество­ вани е, организованное точкой зрения то го или иного персонажа. Как правило, то ч к а зрения главных п е; энажей не акцентировала каким-то специфическим набором лексических с р е д с т в , а приемы пе­ редачи чужого восприятия однотипны для разных персонажей / с р . изображение соб'тиЯ с точки зрения Праскухина, Михайлова,П еста/,- 155

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=