ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
силках лежит, в той х е комнате , другой раненый и , глядя на опера цию товарища, корчится .и стонет не сто л ько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, - увидите ужасные, по трясающие дуну арелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем с т р о е , с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в к р о ви , в страданиях, в с м е р т и .../ 8 - 9 / . Лексические повторы, различные способы градационных размещений, амплификации, своеобразно построенная, медлэнно, но внушительно развертывающаяся ан ти теза - всё вто способствует созданию впечатляющего риторико семантического аффекта. Уже в ран тах произведениях Л .Толстого происходило "соединение -пивительно точной реалистической изобразительности и смелой вы рази тельности , окрашивающей все повествование в совершенно новую, напряженную, эмоционально-насыщенную тональность" ^.Главное для Толстого - воспроизведение картины * 1 }яни с одновременным ее осо знанием, с отчетливо выраженном отношением к ней. Такая авторская устан овка приводит к частому использованию широко развернутых син таксических периодов с составными элементами, насыщенными обособ ленными и однородными членами, уточняющими, расчленяющими мысль, сгущающими ее ч а с т и , придающим фраве остроту и взволнованность. Например: Только теп ер ь рассказы о первых временах осады Севасто п о ля, ко гд а в нем не бьгао укреплений, не было войск, не & hio физи ческой возможности удер кать е г о , и в с е -т а к и не было ни малейшего сомнения, что он не отдастся неприятелю - о временах, ко гд а это® герой , достойный древней Греции, - Корнилов, объезжая вой ска, го-, ворил: "умрем, р е б я т а ,-а не отдадим С звастоп оля", и наши русские, ' неспособные к ф р азер ству , отвечали: "умрям! y p a l" - только теперь расскь:;^ про ати времена перестали быть для нас прекрасным истори ческим преданием, но сделались достоверностью , фактом / 1 6 / . Речь повествователя поднимается зд есь на высоту торжественно-патетиче ско го сти л я . На ее фоне приобретает символический х ар ак тер и пей заж , завершающий рас ск а з-о ч ер к . В первом севастопольском р асск азе отчетливо наметились неко торые толстовски е стилистико-речевые приемы изображения военной обстановки, воспроизведения образов военной среды , которые найдут применение и дальнейшее развитие в последующих р а с ск а за х . Сам с.ю- «етно-коигоэипионннй принцип "Севастополя в декабре месяце" - изображение соприкосновении неоп'лного человека с суровой военной действительностью , драматлччое постижение'истины - будет отчасти 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=