ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

бона и затопленных кораблей, концы м ач т, неприятельский ф л о т/. Интересно, ч т о , сливая взгляд воображаемого спутника со сво ­ им, автор ср азу же указывает на несовпадение оценок сво его спут­ ника с действительном положением вещей: Первое впечатление ваше непременно оамое неприятное: странное смешение лагерной и город­ ской жизни, краоивого города и грязного бивуака не только не красиво, но каж ется.отвратительным беспорядком; вам даже пока­ ж ется, что все перепуганы, с у е т я т с я , не внаот, что д ел ать / 5 / . И ту т же Путем противительного сдви га осуществляется переход к глубинному авторскому видению, истинность которого утверж дает­ ся решительно и страстно - с широким привлечением риторических форм:- Но в гл яди тесь ближе в лица этих л одей , движущиеся вокруг в а с , и вы поймете совсем д ругое. Посмотрите хоть на этого фуршгахского солдатика.»,. Да! вам непременно предстоит разочаровани е, ежели нн в первый p a s въезжаете в Севастополь / 5 - 6 / . Авторская убежденность отчётливо сквозит в многочисленных им­ перативных фйрмах гл а го л а, сменяемых глаголами будущего времени совершенного 'д ц а с ярко выраженным оттенком результати вности дей­ стви я: Но прежде, чем сом н еваться, сходите на бастионы, посмотрите эащигников Севастополя на самом месте -защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в втот дом, бывший прежде Севастопольским Собранием и у крильца которого сто ят солдаты с носилками, - вы увидите там защитников С евастополя, увидите там ужасные и грустны е, великие к в а б а вш е , но изумительные, возвышающие дущу зрелища / б / . Сгущенность противительда-усилитэльных интонаций, постоянные выходи иа эпического повествов ания в область непосредственно взволнованных эмоциональных комментариев вызваны страстным стрем ­ лением а в то р а утйерцить познанную им истину, "перелить в дру го го свой в згл я д ". ' ' '' В авторский заш с е л входит разрушение ложного, шаблонного представления о войне как о красивом эрелиц е, и Толстой подчерк­ нуто-полемически воспроизводит в первом севастопольском р ас с к а зе целый ряд "жутких картин, окончательно 8аслонтоцих романтические олеографии" . Словесно-художественные формы изображения этих к ар ­ тин риторически окрашены: Вы увиците, как острей кривой но* вхо­ дит в белое здоровое х ?я о ; увидите, к»к с ужасным, рвздирапцим криком и проклятиями ранений вдруг приходит в ч у в ств о ; у в и д и те, как фельдшер бросит- в угол отрезанную руку; увидите, как на но­ 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=