ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
УДК 82 . 07 А .Т .Г улак /Харьковский пединститут/ СТИЛИСТИКО-РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗА АВТОРА В "СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ" Л.Н.ТСЛСТОГО Военные рассказы Л .Т олстого, особенно рассказы севастополь ского цикла, занимают важное место в творческой биографии писа тел я: в них вырабатываются многие чисто толстовские художествен но-стилистические формы и приемы воплощения образа а в то р а, кото рые ватам будут использованы и обогащены в романе "Война и мир". Экспрессивно-речевая структура образа автора в военных р ас- оказах молодого Толстого видоизменялась, усложнялась по мере стремления писателя ко все более объемному изображению действи тел ьно сти . Т а к , есля в "кавказских" р асск азах лица и события о св е щались ч ер е з одну субъективную призму, то уже в р асск азе "Севас тополь в декабре месяце" повествование строи тся на взаимодействии двух точек зрения, двух восприятий - хорошо знающего военный Се вастополь автора-корреспондента и его воображаемого спутника - ч ел о в ек а, впервые попавшего в осажденный город. Время от времени автор как бы раздваивает свой ли к , переходя на позицию неискушен ного чи тател я-спу тни ка, составившего себ е мнение о геройстве з а - •шиттоков Севастополя "по рассказам , описаниям и вид а, и явуков с Северной стороны" / б / 1. Авторская цель - разрушить это ложное мнение, установить истинную /уж е известную ан го р у / картину. Чтобы добиться этой ц ели , автор незаметно сливает взгл яд воображаемого спутни ка-чи тателя со своим, острым и выверенным, взглядом , в ре зу л ьтате ч его чи тател ь видит т о , что видит ав то р , и видит т а к же я сн о , т а к же отчетли во, как и автор: Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко в далеко рассыпанных по б у х те, и на черные небольшие точки шлюпок, движу щихся по блоатящей л азури , и на красивые светлые строения города, окрашенные р о з о в е й лучами утреннего солнц а, виднеющиеся на той с торон е, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, от которых кой-гд е грустно торчат черные концы м ач т, и на далекий неприятельский гло т, маячащий на хрустальном горизонте м о р я.../ 4 / . Автор обнаруживается в точных и четких обозначениях всех эле ментов увиденного, в том числе таки х , кото'рне впервые попавшему в Севастополь человеку скорее в сего были бы неизвестны /линия 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=