ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
глагол "в и д и т " / ; он четко подмечает объекты-ориентиры, про явл яет интерес к лодям и характерам , отмечает все детали их внеш ности и поведения. Субъективное восприятие этих картин подчерки в а е тс я употреблением форм неопределенности "велел ч т о -т о ", "по шел к у д а -т о " . Еще пример. Жилин стар ается сориентироваться на местности для ■ будущего п обега: Сел Жилин, стал место разгляды вать. На полдни, аа горой, лощина, табун ходи т,и аул другой в низочке виден. От аула другая гора - еще круче, а за той горой еще гор а. Промеж гор лес си н е ется , а там горы в се выше и выше, А выше всех - белы е,к ак' сах а р , горы с то я т под снегом . И одна сн его вая гора выше других шапкой сто и т. На восход и на вакат - все такие же горн; к о е-гд е аулы днмятия в ущельях. "Ну, - дум ает, - это всё ихняя сторон а". В этом отрывке описываются отдельные части картины по мере т о г о , как о ;п попадают в поле зрения Жилина; описание характери зу ется динамикой в згл я д а. И когда взглядом Жилин охватил всю к а р тину, он подводит мысленный итог: "сто в с ° ихняя сторон а". Дальне идет еще описание картины, но субъективизм восприятия ее подчер кивается еще и лексически: "стал смотреть в русскую сторону", *'стал Жилин вспоминать", "видит: так точно, в этой долине должна быть н аш к р еп о сть". И 'з д е с ь , после слова "види т", раскрыто не т о ,ч т о он ввдит /у в и д е л /, а какой итог из виденного подводит сво им наблюдениям. И объективное авторское повествование, подчеркну тое употреблением глаго л а в 3-м лице "видит" /а в т о р говорит о своем герое/, разрушается следующей.фразой, которая уже явл яется мыслью самого ге р о я , а не тем , что он видит. Анализ этих немногих примеров показал способы и методы, и с- польвованные Л.Н.Толстым для субъективации авторского повество вани я; Бтот небольшой этюд - анализ т е к с т а , раскрывающий еще одну черточку неповторимого м астерства писателя Льва Толстого, свид етельствует также о том , что подобную методику можно приме нить при изучении литературных произведений и дру ги х .пи сател ей ; это поможет и более тонкоцу раскрытию художественных приемов, используемых писателями, и будет способствовать углубленному ивучению синтаксических особенностей и стилеобраэуюцих возмож ностей русского языка. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=