ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
Идет Жилин, всё тени дернится, Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к л е с у , выбрался месяц и з -з а гор , - бело, светло совсем , как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымер ло в с ё . Только слышно - внизу речка журчит . В этом отрывке - следование лруГ з а другом ряда предикативных еди ,иц, в которых речь идет о двух субъектах: один - Жилин, а втор'М назовем обобщенно все силы и проявления природы. Две ли нии, связанные с эти*™ субъектами, илут параллельно, перекрещи ваются, противопоставляются. Ряд глаголов движения /пошел, /н о г у / волочит, перешел, пошел; идет, спешит, стал подходить/ отражает настойчивое и целеустремленное продвижение Жилина. И все эти дей ствия-движения человека показаны в сопоставлении, в борьбе с дви жением тени, с в е т а , м есяца, с шумом, тишиной. Таким образом, про движению вперед, "шагам" Жилина все время сопутствуют его наблю дения •- два р аза употреблен глагол "поглядьтаает" /о н отмечает и оценивает все перемены, происходящие в природ е/. Так в тек сте вы ражено волнение, нетерпение Жилина, хо тя нет глаголов этой семан тической группы. Два предложения, не выделенные специально, вос принимается как внутренняя речь /мы сли/ Жилина: "Только бы до л е су д ой ти ", "Прямиком идти верст восем ь". Использование в них гл а гольных форм инфинитива в одном и со сл агател ьн о го наклонения.в Другом создают и усиливают экспрессию переживания персонала. Объективизм авторского повествования разрушается также опи саниями, в которых проявляется субъективное восприятие персона жа: ч у в с тв а, настроения, переживания его передаются монтажной композицией отрывков т е к с т а . Например: Ввдна ему и з щелки дорога - под гору и д ет, направо сакля т а т а р с к а я , д в а д ер ев а подле н ее. Собака черн ая лежит на п ороге, ко за с козлятами ходи т, хвостиками поцергияают. Видит - из-под горн идет т ат ар к а молодая, в рубахе ц ветной, распояской, в шта нах и с ап о гах , голова ка|ггачом покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идет, в спине подр аги вает, перегибает с я , а за руку татар тон ка ведет бритого, в одной руб аш ке... Монтажная Композиция обччно определяется различием ракурсов воспринимаемого. Но в данном случае у Жилина возможность обзора ограничена щелкой в с а р а е , поэтому зд есь нет смены ракурсов на блюдения, а представлена смена картин /к а д р о в / на одном отрезке пространства. Первое впечатление, перз«е представления о месте ваточения Кмлину может дать ярение / в тек с т е дважды употреблен 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=