ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
страстью к наживе, ставшей причиной его бессмысле„ной см е р т и ,за рисован "сплавом" на ?аиом уровне, что для его реализации труд но себ е представить иное сочетание изобразительных с р е д ств . С р .: . . . и Василий Андреич видит се б я лежащим на брюхе на свечном г 'и к е, то е ст ь на своей п о с т е л и ... и не может в с т а т ь , а в ста ть ему н адо, потому что сейчас зайдет з а ним Иван Матвеич, стано вой, и с Иваном Матвеичем надо идти либо торговать рощу.. ./НГГР/. И спрашивает он у жены: "Что же, Миколавна, не захоцил?" - "Н ет, говори т, не заходил" /БВД /. И слышит он-, что подъезжает к то -то к ' крыльцу. Должно, он. Нет, мимо /НПР/. "М и ко лавн а, а Миколавна, что же, всё нету'?" - "Нету" /Б В Д /... И вдруг радость совершается: приходит т о т , кого он ждал, и это уже не Иван (латвеич, становой , а к т о -т о д ругой , но тот самый, кого он в д е т . Он пришел и зовет е г о . . . Он хочет в стать - и не м о ж е т ... И он вспоминает, что Ники т а лежит под н и м ... О н ... не слышит дыханье, даже слабый хрип Ни киты /НПР/. "Жив Никита, значит, жив; и я", - с торжеством говорит он себе /В П Р /... И он вспоминает про д ен ьги , про л авк у , про дом; ему трудно понять, зачем Йтот ч е л о в ек , которого авали Василием Брехуновнм, занимался всем тем ,чем он занимался /НПР/. "Что ж е ,' ведь он не зн ал , в чем дело, думает он про Василия Брехунова. - Не зн а л , т ак Теперь знаю. Теперь у»: без ошибки. Теперь знаю" /Б В Д /.., И он ч у в ств у ет, т,то он свободен и 5[.кчто уже больше не, держит его / 12, 4 8 -4 9 / ^ . Синтезированием конструкций чужой речи вскрываются пережива н и я ,’ размышления целого р(ща литературных героев: сплавом HITR^ ВПР-КПР-НПР-ВПР передано самобичевание отца С ергия, сопровож давшее его после ухода из кельи в поисках "душевного спасения" / 1 2 , 3 3 -3 3 /; сплавом ЧПР-БВД-ВПР зарисованы житейские тревоги Жанны /"Бедны е л о д и " /, приютившей в еъЪей многодетной семье д е тей покойной соседки / 1 2 , 4 7 7 -4Т 8 /; сплавом ПВД /С участием игры г л а а / - КПР - ЗДВ зафиксирована встр е ч а Хаджи-Мурата /"Хаджи-Му р а т " / с князем Воронцов™ /1 2 , 2 7 7 / и д о , Однако для творческого метода Л .Н .Толстого б>-ло более типич- h t j синтезирование констргукций чужой речи й своеобразным автор ским текстом /САТ/. Отличается такой текст хем, что в его словесную ткань вплетены слова и словосочетани я, принадлежащие персонажу ■ напоминающие собственно-прямую речь, но они так рас сеяны по текстовому палю, что не поддаются, при всей своей спе цифике, выделению. Поэтсму такой своеобразный авторский тек ст /САТ/ органически в о и сч гао :ся в общую с[«?ру интонаций "сплава" своим лексйко-фюаэеолоп.ческим составом '-'деп р есси вн ой насыигн- 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=