ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
просвещения" в речи Второго Мужика. Фразеология в у стах крестьян выполняет также несколько функ ций. Т а к , в речи Марьи Исаевны из "Зараженного сем ейства" ФЕ не только свидетельствуют о природной смекалке няни, но и служат целям выразительной, меткой и правдивой оценки окружающих няню крепостников, разного рода проходимцев и тун еядцев, например: зубы скали ть / о Тверцынском/; не бог зн ает ч т о : дуду нашли - так я и поверила; и з живого жилы вытя н у т ; нос д е р е т ; не бог з а а - е т какого лица / о Венеровском /. Жизнь дворян из "Плодов просве щения" метко охарактеризована Кухарка с помощью в сего нескольких ФЕ: Здоровы ж рать, г л а з а продеру т, сейчас самовар, ч а й , кофе,ши- ко л ад. Здесь нал идо функция меткой отрицательной характеристики. Особенно многофункциональна фразеология пьесы "Власть тьмы ", в которой употреблено больше половины зафиксированных ФЕ. Среда множества приемов использования ФЕ зд есь следует отметить наибо л е е афф екти руй прием "б ум еран га", который может служить и целям иронии, к о гд а ФЕ приобретают противоположный смысл, и целям с а мохарактеристики. Т ак, Матрена и Анисья гграктеризую г окружающих с помощью следующих ф разеологических единиц: шлюха бездомовна я . шалава беэдомовная; расхожий ум . заб ер ет в башку, как к олом по допрет . дурья го л о в а , глупая твоя башка. втемяшит в башку; нд- бель бешеный и д р . Указанные ФЕ, помимо воли .говорящего, х ар ак теризуют в большей мере его самого. Даже в количественном с о с т ав е фразеологии толстовских пьес отражается е е народная основа. Т ак, если в "Живом трупе" насчи ты вается лишь 30 ФЕ* то во "Власти тьмы" их свыше т р е х с о т , а в маленькой одноактной п ьесе "От ней все к ач еств а" - около шести д е с я т и . J3 "Плодах просвещения" персонажи и з дворян употребили всего 15 ФЕ,а крестьян е - около 8 0 . Следует отметить и такую д е т а л ь , как отсутствие в словаре под р ед . А.Й.Молоткова бколо трети ФЕ, употребленных в п ьесах Л .Н .Т олстого; например, таких: ровно овца круговая; жив о т а не надышим: расскочилась го л о в а; глазами п оваляешь: сд ел ать укорот ; н а ^ р а в д е л к ^ с л а б ; ни к стя ни моля; в яутошку наги сошлись . На» п р едставляется такж е, что к офере народной фразеологии аледуег отнести и ту ее ч а с т ь , которая отражает отсталы е, рели гиозна -воззрения к р есть ян ства, п ер едает суть психологии бевыс- ходности: ие бог знает ч т о ; черт з нает что т а к о е ; ну .вас к б о г у ; Христос с тобой ; один грех с ними; чертовы д ети ; не бог зн ает > .13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=