ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
Усилению иронической экспрессии способствуют элементы н есоо - ственно-авторекой речи, например: . . . и начался около двенадцати часов уже настоящий, оживленный разго вор о том , какие должны бить приняты государственные меда в настоящее, важное для Р оссии вре м я; . . . и Мари доказы вала, что в декадентской живописи е ст ь и л je t и д щ lc ^ { н . . который нельая отрица т ь . Семантико-стилистическая актуализация лексических средств в р асск аза д о сти гается также путем объединения в минимальном кон т е к с т е / в пределах словосочетани я, предложения/ с л о в , более или менее далеко отстоящих друг от др у га по своему системно-языково му значению. Здесь можем выделить сл ед ущ и е случаи: а / столкновение в одном словосочетании лексических единиц, относящихся к разным семантическим кг лгшексом: "сорокарублевый повар", "отчаянный социал-демократ", "пристрастие к социализму", "врываться в разговор", "сидзвиий без корма ямщик" / . ..а а воро тами дачи побрякивали бубунчиками ямщицкие лошади, стоявшие беа корма, и то зевал, то храпел гоже без корма сидевший в коляске старик ямщик - 239/; б / использование в минимальном контексте слов со сниженной вмоционалыю-вкспрессивной окраской и слов сугубо книжных: "ути шать революционера", "держать в узде революционера" /...с т у д е н т , хелая показать, что он ни перед кем не стесняется высказывать свои убездения, врывался в разговор, и гость замолкал, Николай же Семеныч утишал революционера - 238 /; в / перечисление ъ одном ряду разноплановых сведений о персо наже, создающее комичеокий эффект: /Петербуржец - больше европе ец , с маленьким пристрастием даже к социализму, получает очень большое жалованье по местам, которые он занимает. Николай же Се меныч - чисто русский человек, православный, о оттенками славяно фильства, владеет многими тысячами десятин земли - 2 3 8 /. Второй, с точки зрения эстетического воздействия на читате ля, основной план эмоционально-смыслового содерхания текста,со ставленного из слов, не несущих на себе какой-либо вкопрессии я не получащих ее от сочетания с другими словами в предложении или в контексте всего произведена,нередко возникнет благодаря порядку слов в предложениях,ооставляндиг сложное синтаксическое целое или абзац,способу выражения в них сказуемчх,авторской ин- тонацти. В качестве примера приводим заключительный абзац расокаса: 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=