ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
разних понятий, а не способом "перекройки" самого слова в речи рассказчика. Это переосмысление идет "снаружи", а не изнутри" J 0 Эта характернейшая черяа толстовского стиля отразилась и в "Ягодах". Так, напримэр, вся сцена беседы Мари, доктора и Николая Семеныча по поводу "болезни" Гоги /2 4 2 / пронизана иронией, хотя адесь нет т : столкновения разностильных элементов, ни переносного словоупотребления. Сампо себе етот диалог ни со стороны содержа ния, ни со стороны языковой формы не выявляет авторской насмешки. Ироническое звучание обусловлено исклтительно речевой ситуацией. Убийственной иронией пронизан диалог, пародируюций споры "за падников" и "славянофилов". Здесь использован прием саморазобла чения персонажей. Дословно, в форме прямой речи, автор приводит одно-два небольших высказывания каждого из спорящих, но и при та ком экономном расходовант/ языковых средств достигнутый эффект поразителен. Фразы участников "полемики" строятся с претензией на ученость, и оттого умственная беспомощность их становится более очевидной. Говорят они, не слушая друг друга /им важно лишь выска зать "всю свою мысль"/, и потому какая-либо логическая связь меж ду их высказываниями отсутствует, равно как не просматривается и определенность точки зрения каждого оратора в отдельности /2 4 0 /. Иронически звучит употреблэнное в авторском комментарии соче тание словоформ " в горячка спора" на фоне крайне абстрактных выра жений, составляющих основу словесной ткани зтого диалога: "идти по каким-то иным путям развития", "у славянских народов есть свой особенный взгляд", "русский народ имэет особенные свойства","наи большая свобода при соблюдении наибольших прав других людей". Только от логики объективного сцепления событий и характеров проистекает иронический см’^сл таких слов и словосочетаний, как "разногласие", "эрудиция", "единомышленник", "убеждения", "поря дочные лщи", "известный либеральный деятель" и т . п. Важную роль-в реализации второго, обличительно-иронического плана смысловой структуры рассказа играют авторские комментарии к речи персонажей, представляюцлх интеллигенцию: Г о с ть ... не мог хоровенмо вспомнить, как надо говорить; Она /Мари/ в эту минуту вовсе не лумаяа о декадентской живописи, но говорила то , что говорюа много рае. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=