ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

разних понятий, а не способом "перекройки" самого слова в речи рассказчика. Это переосмысление идет "снаружи", а не изнутри" J 0 Эта характернейшая черяа толстовского стиля отразилась и в "Ягодах". Так, напримэр, вся сцена беседы Мари, доктора и Николая Семеныча по поводу "болезни" Гоги /2 4 2 / пронизана иронией, хотя адесь нет т : столкновения разностильных элементов, ни переносного словоупотребления. Сампо себе етот диалог ни со стороны содержа­ ния, ни со стороны языковой формы не выявляет авторской насмешки. Ироническое звучание обусловлено исклтительно речевой ситуацией. Убийственной иронией пронизан диалог, пародируюций споры "за­ падников" и "славянофилов". Здесь использован прием саморазобла­ чения персонажей. Дословно, в форме прямой речи, автор приводит одно-два небольших высказывания каждого из спорящих, но и при та­ ком экономном расходовант/ языковых средств достигнутый эффект поразителен. Фразы участников "полемики" строятся с претензией на ученость, и оттого умственная беспомощность их становится более очевидной. Говорят они, не слушая друг друга /им важно лишь выска­ зать "всю свою мысль"/, и потому какая-либо логическая связь меж­ ду их высказываниями отсутствует, равно как не просматривается и определенность точки зрения каждого оратора в отдельности /2 4 0 /. Иронически звучит употреблэнное в авторском комментарии соче­ тание словоформ " в горячка спора" на фоне крайне абстрактных выра­ жений, составляющих основу словесной ткани зтого диалога: "идти по каким-то иным путям развития", "у славянских народов есть свой особенный взгляд", "русский народ имэет особенные свойства","наи­ большая свобода при соблюдении наибольших прав других людей". Только от логики объективного сцепления событий и характеров проистекает иронический см’^сл таких слов и словосочетаний, как "разногласие", "эрудиция", "единомышленник", "убеждения", "поря­ дочные лщи", "известный либеральный деятель" и т . п. Важную роль-в реализации второго, обличительно-иронического плана смысловой структуры рассказа играют авторские комментарии к речи персонажей, представляюцлх интеллигенцию: Г о с ть ... не мог хоровенмо вспомнить, как надо говорить; Она /Мари/ в эту минуту вовсе не лумаяа о декадентской живописи, но говорила то , что говорюа много рае. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=