ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
ручонками и клали какую похуже в р о т , какую получпв - в к о т к у . Речевая организация образа а в то р а , характеризующаяся сближе нием речевых структур п о вество вател я и персонажей, в данном слу чае сопровождается также и идеологическим, духовным их сближени ем . Своеобразие лика автор а в данном случае состои т в том, что между повествователем и персонажами-крестьянами не только нет не разрешимых противоречий, но и существует полное с о г л а с и е . Повест во вател ь как бы незримо находится среди етих персонажей к одобри тельно оценивает каждый их шаг. Иной представляется модификация образа автора в т о й части р а с с к а за , где изображается жизнь господ. Здесь можно условно вы дели ть три главных эпизода: 1 / "ученый" спор, в котором принима ют участие Николай Семеныч, Мари, их петербургский г о с т ь , доктор и студен т; 2 / битовой ди ал о г, вызванный болезнью Г оги ; 3 / автор ские отступления и комментарии, содержащие сведения о лакее, го р ничной и ямщике. В этих картинах, а особенна-в первом эпи зод е, яр ко проявляет с я двуплановость изображения как существеннейшая ч е р т а стиля позднего Толстого. Незамысловатый сюжет, отсутствие внешне выраженного острого социального конфликта, оветлые, жизнеутверждающие картины деревен ской жизни, нежелание писателя акцентировать наше внимание на тя желых условиях Д.Л8НИ крестьянства той поры, спокойный, подчеркну то объективный тон изложения, даже само слово "ягоды", вчнесенное в заголовок и десятки раэ употребленное в тексте, - в се вто созда ет иллюзию социальной умиротворенности. Однако открывающийся Пе ред вдумчивым читателем второй план рассказа позволяет почувство вать и глубину художественного замысла, и непримиримую позицию художника по отношению к миру господ, и его безграничную лвбовь к народу, и, конечно, неистощимую силу толстовского таланта. В качестве основного признака, определяющего лик обрвэа авто ра в эпизодах, где рисуются обитатели дачи и их важный гость, вы ступает ироническое отношение к господам и ко всему, что с ним» связано. Важнейшим средством выражения иронии в рассказе "Ягою* явля ется широкий контекст и представленный в нем набэр речевнх ситу аций. Давно замечено, что обычно пер осмысление слов в тгров'зве- дениях Л.Н.Толстого происходит, как правило, "путем сопоставления 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=