ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

ручонками и клали какую похуже в р о т , какую получпв - в к о т к у . Речевая организация образа а в то р а , характеризующаяся сближе­ нием речевых структур п о вество вател я и персонажей, в данном слу­ чае сопровождается также и идеологическим, духовным их сближени­ ем . Своеобразие лика автор а в данном случае состои т в том, что между повествователем и персонажами-крестьянами не только нет не­ разрешимых противоречий, но и существует полное с о г л а с и е . Повест­ во вател ь как бы незримо находится среди етих персонажей к одобри­ тельно оценивает каждый их шаг. Иной представляется модификация образа автора в т о й части р а с с к а за , где изображается жизнь господ. Здесь можно условно вы­ дели ть три главных эпизода: 1 / "ученый" спор, в котором принима­ ют участие Николай Семеныч, Мари, их петербургский г о с т ь , доктор и студен т; 2 / битовой ди ал о г, вызванный болезнью Г оги ; 3 / автор­ ские отступления и комментарии, содержащие сведения о лакее, го р ­ ничной и ямщике. В этих картинах, а особенна-в первом эпи зод е, яр ко проявляет­ с я двуплановость изображения как существеннейшая ч е р т а стиля позднего Толстого. Незамысловатый сюжет, отсутствие внешне выраженного острого социального конфликта, оветлые, жизнеутверждающие картины деревен­ ской жизни, нежелание писателя акцентировать наше внимание на тя­ желых условиях Д.Л8НИ крестьянства той поры, спокойный, подчеркну­ то объективный тон изложения, даже само слово "ягоды", вчнесенное в заголовок и десятки раэ употребленное в тексте, - в се вто созда­ ет иллюзию социальной умиротворенности. Однако открывающийся Пе­ ред вдумчивым читателем второй план рассказа позволяет почувство­ вать и глубину художественного замысла, и непримиримую позицию художника по отношению к миру господ, и его безграничную лвбовь к народу, и, конечно, неистощимую силу толстовского таланта. В качестве основного признака, определяющего лик обрвэа авто­ ра в эпизодах, где рисуются обитатели дачи и их важный гость, вы­ ступает ироническое отношение к господам и ко всему, что с ним» связано. Важнейшим средством выражения иронии в рассказе "Ягою* явля­ ется широкий контекст и представленный в нем набэр речевнх ситу­ аций. Давно замечено, что обычно пер осмысление слов в тгров'зве- дениях Л.Н.Толстого происходит, как правило, "путем сопоставления 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=