ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

вой паспорт" втой группы персонажей представлен в реплике горнич­ ной: "Николай Николаевич неэлоровы" /р?чь идет об объевшемся ре­ бенке/ и в несобственно-прямой речи авторского повествования: Она /горничная/ вошла доложить, что барыня вовут доктора и Нико­ лая Семеныча /2 4 1 /. Простота как стилеобразующий фактор позднего творчества Тол­ стого обусловлена в значительной мере тем, что главную роль в организации художественного текста играет номинативная изобрази­ тельность /п о терминологии Г.Н.Поспелова/ 7 , а не набор специ­ альных изобразительно-выразительных средств. Во многих абзацах художественные образы создаются исключи­ тельно на баэе номинативной изобразительности. Например: Вернув­ шись домой, Ольгущка развязала зубами узелок, в котором был завя- ван двугривенный, и отдала его матери. Мать спрятала деньги и со­ брала белье на речку /2 4 8 /. Лиризмом проникнуты пейзажные эарисовки, которые показывают истинную красоту в противовес той искусственной природе, в окру­ жении которой живут обитатели богатой дачи. Но и в этих зарисов­ ках Толстой остается верен своему ведущему принципу: читатель и вдесь кая не замечает худотэстпаяной формы и "ге может себ е пред­ ставить ничего иного, как именно то самое, что он видит, или по- Q нимает . И здесь, описывая ту или иную реалию, художник не вы­ ходит ва пределы "ее собственного семантического комплекса". ® Мы не встречаем по существу ни одного метафорически употреблен­ ного слова, ни одной стилистико-синтаксической фигуры. Автор, ис­ пользуя только общеупотребительную, стилистическую нейтральную лексику, создает яркие, образные зарисовки. Особенно богата гамма врительных образов. Выписывание всех примеров заняло бы слишком много места, повтому ограничимся лишь некоторыми: Лист в лесу со­ чен, густ и зелен /237/; рожь густая, рослая, темнеет и волнуется /237/; темная зелень рощи /244/; между сочных молодых кустов вы­ давались места с невысокой травой, в которой зрели и прятались розовато-белые еще и кое-где красные ягоды /244/; Солнце уже вво- пло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень ■ блестело в каплях росы /245/. Как отмечалось выше, ли к и образа автора меняются в зависимости о т того, какая конкретно социальна ср ед а находится в данный мо­ мент в поле зрения писателя, в каких отношениях м ежду собой нахо­ дятся писатель как личность и повествователь - рассказчик ка к 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=