ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
вой паспорт" втой группы персонажей представлен в реплике горнич ной: "Николай Николаевич неэлоровы" /р?чь идет об объевшемся ре бенке/ и в несобственно-прямой речи авторского повествования: Она /горничная/ вошла доложить, что барыня вовут доктора и Нико лая Семеныча /2 4 1 /. Простота как стилеобразующий фактор позднего творчества Тол стого обусловлена в значительной мере тем, что главную роль в организации художественного текста играет номинативная изобрази тельность /п о терминологии Г.Н.Поспелова/ 7 , а не набор специ альных изобразительно-выразительных средств. Во многих абзацах художественные образы создаются исключи тельно на баэе номинативной изобразительности. Например: Вернув шись домой, Ольгущка развязала зубами узелок, в котором был завя- ван двугривенный, и отдала его матери. Мать спрятала деньги и со брала белье на речку /2 4 8 /. Лиризмом проникнуты пейзажные эарисовки, которые показывают истинную красоту в противовес той искусственной природе, в окру жении которой живут обитатели богатой дачи. Но и в этих зарисов ках Толстой остается верен своему ведущему принципу: читатель и вдесь кая не замечает худотэстпаяной формы и "ге может себ е пред ставить ничего иного, как именно то самое, что он видит, или по- Q нимает . И здесь, описывая ту или иную реалию, художник не вы ходит ва пределы "ее собственного семантического комплекса". ® Мы не встречаем по существу ни одного метафорически употреблен ного слова, ни одной стилистико-синтаксической фигуры. Автор, ис пользуя только общеупотребительную, стилистическую нейтральную лексику, создает яркие, образные зарисовки. Особенно богата гамма врительных образов. Выписывание всех примеров заняло бы слишком много места, повтому ограничимся лишь некоторыми: Лист в лесу со чен, густ и зелен /237/; рожь густая, рослая, темнеет и волнуется /237/; темная зелень рощи /244/; между сочных молодых кустов вы давались места с невысокой травой, в которой зрели и прятались розовато-белые еще и кое-где красные ягоды /244/; Солнце уже вво- пло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень ■ блестело в каплях росы /245/. Как отмечалось выше, ли к и образа автора меняются в зависимости о т того, какая конкретно социальна ср ед а находится в данный мо мент в поле зрения писателя, в каких отношениях м ежду собой нахо дятся писатель как личность и повествователь - рассказчик ка к 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=