ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984
' т а , естественность построения речи повествователя и высказываний действующих лиц базируется на цельнейшей демократизации языковых позиций евтора и д о сти гается в "Ягодах” благодаря а / тщательно м у, экономному отбору реалий господского и крестьянского быта и сто л ь же экономному, точгому их словесному обозначению; б / пол ному соответствию используемых лексико-стилистических средств и синтаксических конструкций характеру изображаемых героев и в / р а з - говорной окраске синтаксической структуры собственно авторского повествования. Основу лексической ткани произведения составляют стилистиче ски нейтральные, общеупотребительные сл о ва. Элементы книжной речи встречаю тся в репликах "образованных" господ, а также в т е х мес т а х собственно авторского п овествования, которые относятся к опи санию их и комментированию их "дискуссий". Разговорно-простореч ные сл о ва характерны для персонаж ей-крестьян /д у р а , вишь, ч а г о , н е т у , пужаешь, бяла сколько /м я о г о /, тап ерич а, больно /о ч е н ь /, там а, ж у ть/. В собственно авторской речи на протяжении в сего рас с к а з а , а особенно там , где повествуется о картинах из жизни крес т ь я н , широко используются с л о в а , имеющие разговорную окраску .Сле д у ет зам ети ть, что слов с грубо-просторечной окраской в р асск азе не встречаем , з а исключением, может быть, слова "д у р а ", грубая о кр аска которого значитаиьно ослаблена конкретной речевой си ту а цией . В соответствии с требоваггием простоты и естественности стр о и тся также синтаксис повествовательной и диалогической речи. Авторское п овествование, включая комментарии к высказываниям ? персонажей и элементы нрчзобственно-прчмой речи, занимает в рассказ зе две трети текста, и именно ядесь мы можем наблвдагь ту особен ность толстовского си н так си са, которая, как отметил А. В. Чичерин,4 нашла отражение уже в первом абзац е одного из ранних проиввэдений писателя и которую акад. В.В.Виноградов определил как аналитически развертывающуюся цепь предложений. Внутри втой "незамкнутой" цепи, пишет В.В.Виноградов, можно заметить еяецы ассо ц и эт;ч 1 Г « розргтов, благодаря чему создается иллюзия, будто синтаксическая фрава дви жется не по заранее обдуманной и замк!:утой логической схеме, а непосредственно отражает ход как бы импровизированной монологиче ской речи. "Аналитический принцип развертыиан'ля синтаксической цен* у JI.Толстого взлет к включениям и присоединениям синтагм,по- яснягари или расчленяпцих уже высказанные мысли. ...В с е это шли* дает толстовскому синтаксису колорит "живого, произносимого олова"®, 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=