ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

О гармонии комг. задний х у л о к о т в е т н о го '.-злого /т р а г е д и я Пушкина "Моцарт и С альери"/ . - В к н .: Язык к композиция. М ., 1983. К.Г.Семенкин СТИЛЬ РАССКАЗА "ЯГО,®" КАК ОТРАЖЕНА СТИЛЯ ПОЗДНЗГО ТОЛСТОГО Проблема эволшии стиля великого п р о заи к а,-н а наш в з г л я д , еще д а л ек а ст полного и всестороннего решения. Особенно ото к асается изучения закономерностей использования и зобразительно-вы разитель­ ных с р е д с т в , принципов построения синтаксической ткани произведе­ ний, способов семачтико-стилистической актуализации лексики в процессе художественного воссоздания картин реальной жизни. Объект нашего изучения - "Ягоды", по поводу которого 12 июня 1905 года в дневнике Толстого была сделан а следующая; запись: "Написал' в два пня р ассказ "Я гоя"". .Недурно" \ Композиция и сю­ жет этого р ас с к а за довольно прости и обычны для Толстого той по­ ры. Задавшись целью противопоставить паразитизм , словоблудие, . фальшь и духовное убожество "образованных господ" честной трудо­ вой жизни к р естьян , их простоте и естествен н о сти , писатель созд а­ ет д в е контрастные картины. Простые деревенские люди доделывают постройки, в о зят н аво з, стерегут лошадей, таскают из л еса мешки травы , а господа лениво гуляют под зонтиками или ведут длинные разговоры о том, до чего им нет никакого д ел а; крестьянские дети собирают ягоды, а дети богачей объедаются ими; кружка молока и ломоть хлеба - этим ограничился крестьянский за в т р а к , а дачники "пообедали в саду обедом-из пяти кушаний". ,< ". Наблюдения позволяют сд ел ать вывод о том , что в стиле расска­ з а "Ягоды" нашла свое отражение характерная для позднего Толсто­ го особенность, заключающаяся в максимальном сближении образа автора и авторя как личности Иначе го во р я , идеологический ас­ п ект образа автора в этот период выступает как непосредственное отражение идеологических позиций самого п и сател я, а жанровые,сю­ жетно-композиционные и стилистико-языковые признаки данного про­ изведения является своеобразной иллюстрацией к претерпевшим из­ вестную эвелшию эстетическим взглядам художника, провозгласив­ шего, что "простота - необходимое условие п р е к г ^ н о г о " и что "кепрэсто? и гскусственное не может быть х т у - Свойственная ста л.о позднего Толстого исключительная просто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=