ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

УДК 8 0 1 ,3 :7 .0 3 А. С.Некрасов /Балашовский пединститут/ СЖИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПОВТОРНОЙ номинации В РАССКАЗЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА" Принципиально интересны стилистические функции повторной номи- н аш и в художественных те к с та х Л .Т олстого, в ч астн о сти , в расска­ з е "После б ал а". Под повторной номинацией принято понимать особый стилистичес­ ки^ прием наименования ужа ран ее обозначенного в данном контексте д ен о тата: лиц а, предмета, дей стви я, качества ^.Выявление и опре­ деление стилистических функций повторной номинации в р асск азе "После бала" ведется нами с учетом т о г о , 'что функция любого сти­ листического приема обусловлена характером его соотношения с до­ минантой^ той , по словам В .В .Виноградова, тем семантико-стилис- тическим стержнем, вокруг которого организовано содержание. Та­ ким стерш ем в р ассказе "После бала" я в л я е т с я , на наш в згл я д , прием контрастного противопоставления двух центральных событий повествования - бала у губернского предводителя и экзекуции - беглого со лдата-татари н а. Контраст в расск азе выступает в роли т ак о го художественного приема, которой в силу своей структурной выразительности позволяет автору более зримо, рельефно орг§ни~ ' зочать словесно-художественный м атери ал, поскольку и звестн о , что "то или иное событие, качество производит большее впечатлени е, если оно дано на основе закона контрастности" , Бая та экзекуция - это д в а ф а к т и ч е с к и и формальных, то есть еккотообраяуючих центра р ас с к а за : конфликт и события сгруппиро­ в а в вокруг этих двух эпизодов. Резко контрастируя и в целом определяя дяуплановость с г а е т а , две сцены тесно взаимосвязаны , что-сообщает произведению внутреннее единство, целостность и за­ вершенность. В к ачестве одного яз художественных ср едств этой гзэим освязп выступает повторная номинация. Прежде в сего повторя­ ются - как в сиене б ал а, т а к и в сцене экзекуции - с л о в а , св я­ занные со о[«рой музыки и тан п а. Обратимся к т е к с т у р асск аза . В снене Сала: т а нцевал до уп аду; т анцевал и к а д о т а и , и валь- с н , к польки; мазурку отбили у меня; мазурку я т анцевал не с « е й ; маяупку п танцевад не с нею, но в действительности танце- пал я '•у-'-.': в с е время с ней;делали Фигу от мазурки в альсом , я г.одал 1 у р з д ь с п г зал с но»;; я вальсировал зтл и еще; танцевал я

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=