ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

рыня /4 7 ,3 8 / и д р . Иногда удается: проследить формирование атрибу­ тивных конденсатов в т е к с т е ;,т а к , например, из группы, представля­ ющей имя с приеловной придаточной частью к нему, получается суб­ стантивное словосочетание: В т е дни, когд а на мне цельная сорочка, я совсем не т о т , чем когда ка мне сорочка с пристяжным воротнич­ ком .■ . я разделяю свои дни на дни с цельной сорочкой и на дни с пристяжным воротничком /4 6 ,7 0 / . Ту же тенденцию к пропуску смысловых звеньев встречаем и в глагольных сочетаниях, например: Окончив Историю Росси и, я наме­ рен пересмотреть ее снова и-выписать замечательнейшие события" /4 6 ,2 0 9 / - имеется в виду: "окончив чтение /и зу ч е н и е / "Истории России". На лексическом уровне стремление к лаконичности выливается в создание окказионализмов; примеры: Ти,.юнавился ужасно перед Сто­ лыпиным /4 7 ,4 7 / ; не жизнь вокруг себя надо устроить симметрично, как х о ч е т ся , а самого надо разломить, разгиб чи ть, чтобы подходить под всякую жизнь /4 7 ,1 5 5 /. С другой стороны, Толстой никогда не экономит на лексических повторах; может б ч гь, потому, что они с а ­ ми представляют экономный способ выражения сложной мысли, для эк­ сплицитного представления которой потребовались бы более громозд­ кие языковые с р е д с тв а; например: Чувствую потребность учи ться . учи ться и учиться /4 7 ,6 9 / ; Скверно, ск верн о , скверно /4 6 ,4 9 / . • Соединительный союз предполагает св я зь различных лексем , и появление на месте последующего компонента лексемы, идентичной предыдущей, служит сигналом е е особой функционал! гай нагруженно- с т и . В такой позиции она не может служить средством прямой номи­ нации и приобретает иную, градуализирующую функцию. В пылу поле­ ш к и моп-одой Толстой прибегает даже к тройным повторам: Все осме­ яли люди. Смеются над тем , что с милым рай и в шаиеше,и го во р ят, что это неправда. Разум еется, п р авд а; не только в шалаше, в Кра- пивне, в Старой Юрте, в е зд е . С милым рай и в шалаше, и это прав- д а , пр а в д а , сто раз правда / 4 6 ,8 0 / . Таким образом, дневник молодого Толстого представляет собою не только орудие самоусовершенствования, но и уголок его творческой лаборатории, где хранятся и накапливаются необходимые для творчества материалы, где вырабатываем я его писательское кредо. П р и м е ч а н и е 1 Здесь и д ал ее ссчлки даются на издание: Толсто* Л.Н. Поли, собо»' с о ч .: В 9 С и а т - К .; Л ., В скосках - номер тома и с т р а ­ ницы. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=