ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1984

Планы ка будущий день со став л я ется Толстым в форме минималь­ но распространенных инфинитивных конструкций, что приближает их К яэыку команд, р азр еж аеш х преимущественно указаниями собствен­ но темпорального значения и следования: В стать рано, с у т р а по­ ч и т а т ь , потом зан яться дневником, писанием и письмами, в 1 2 ч а­ сов ех ать в С овет, к Звреинову, к Крюкову, к Аникеевой и к Льво­ в у ; обедать дома и писать еще; потом в Театр и опять заниматься дома / 4 6 , 4 1 / . , . ' Соперничать с инфинитивом в это;л плане могут только номина­ тивы: На 14 июня. От 9 до 10 купаться и гу л я ть , 10 до 12 музыка 6 до 8 письм а, 8 до 10 хозяйство и кондора / 4 6 ,3 5 / . В этой и по­ добных записях даются наименования п.лнируемого действия либо е го об ъ ек та, иногда в морфологически однородных парах / купаться и г у л я т ь , хозяйство и к о н т о р а /. Однако вольный стиль дневника ' п озволяет соединять и разнооформленные номинации, например: Ве­ ч ер чи тать и дневник; С 6 выписки и чи тать; Концерт и чи тать; Гулять и гимнастика /4 6 ,6 1 / . Ч ерез год с небольшим в новом дневнике Толстой записывает: Примусь pu старую методу: вперед определять за н яти я . - и делает е ю в тех же ранее найденных экономных формах: О хота, дома пись­ мо Сереже.* . После обеда - обдумывать план помещичьего романа и гу лять верхом /4 6 ,1 3 8 /.. Записи такого рода встречаю тся и п о з д -’ н е е , а цепочки номинативов сохраняются вплоть до конца дневника, так как представляют собой максимально емкую форму памятной за­ писки. требующую минимальной затраты усилий и времени. На всем протяжении дневника в стр е ч ается удачно найденный мо-, лодым Толстым прием сочетания связн ого повествования с изолиро­ ванным номинативом, например: Получил письмо от Некрасова - цд- хвалы , но не деньги /4 6 ,1 4 2 # или: Гимнастика. . . Утро Трусон. .Б езо б р азо в , Салтыков. Обедал у Боткина, гости и Феофил Толстой /4 7 ,1 0 7 / . Р азум еется, этот прием, как и предыдущие, со ставляет стилистическую специфику дневника Толстого и не распространяется на его художественные.произведения. В "Тетрэди В" появляется новая форма - "отчет каждого дн я, с точки врчния тех сл аб о стей , от которых хочешь исправиться" / 4 6 , 4 7 / . Это конспективьыэ ааписи поступков прошедшего дня с однословным коммьнтерием, называющим недостаток, с которым Зол­ отой н 'у о таи я о боролся. Вго название записывается рядом в скоб­ ках ктичерла точку , часто оказывается подчеркнутым. Таковы ,на­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=