ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
ники пытаются показать его любящим сыном, даже в плену думаю щим не о себе, а искренне заботящемся о матери. В письме же Костылина - эгоизм поведения явный: "пришлите деньги, не дайте умереть". Таким образом, творческое воображение школьников помогло дифференцировать характеры толстовских героев и выявить психо логическое состояние. Уже на первых порах работы над текстом рассказа Л.Н.Толстого ученики сумели верно осмыслить поведение героев и их внутренние качества. Анализ поступков героев, сог ласующийся с внешней выразительностью, вычленение основных де талей в тексте явилось своеобразной подготовкой к выполнению следующего задания: развернуть деталь в словесный портрет героев - Жилина и Костылина. При "рисовании" портрета мы обращали внимание на то, что бы школьники стремились передать внутреннее движение, внутрен ний мир человека. Анализ ученических работ показал, что более всего удался портрет Жилина, чему немало способствовало положительное отно шение к герою. Дети предлагали множество вариантов портретов Жилина, уточняя словесный портрет логикой развития характера героя. Словесный портрет Костылина носил "свернутый" характер. Ученики с неприязнью отметили его полноту, грузность: "он пол ный, толстый, некрасивый и, наверно,.рыжий, без усов. Лицо у него красное, жирное, светлые волосы и светлые, ничего не вы ражающие глаза". ® Сопоставляя портреты Жилина и Костылина, данные школьника ми в начале изучения рассказа, а затем после прочтения и анали за, нужно отметить, что портрет Костылина остался таким же; к портрету Жилина были добавлены интересные детали, выявляющие его внутренние свойства и достоинства: "Жилин невысокого роста, с черными волосами и усами, а глаза светлые и очень добрые и веселые. Даже можно сказать, с огоньком. И лицо приветливое, открытое, а не угрюмое, как у Костылина. Глаза Жилина говорят о его душевной доброте и сильной натуре". . Дети с уверенностью отмечали, что "автор любуется Жилиным, он ему нравится своей смелостью и удалью, и пренебрежительно относится к Костылину{ описывая нам его трусливым, ленивым, у 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=