ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

гштиись выявить психологию героев, постигнуть их душевные состшния и определить авторское отношение к ним, так как имеко в способности развернуть деталь в словесную картину доля» прежде всего выразиться читательское умение продолжить это ®торское отношение. Материал для словесных портретов ученики должны "выбрать" из отчего повествования. Работа .над созданием словесных портретов предварялась следующими заданиями и упражнениями: I. О чем разговаривают Жилм и Костылин, когда едут степью? 2. Каким увидел татарс­ кий «ул Жилин, каким - Костылин? (Работы на творческоо домыс­ лившие текста, словесное рисование одной и той же картины углу!ят понимание характера того и другого героя и помогут нам ждивидуализировать их). 3. Попытайтесь восстановить со- деряжние эпизода "торга" в сакле у татар в подробном устном пересказе, прочитайте выразительно диалоги персонажей. Выявляя связь эпизода с общей концепцией рассказа, еще раз сбращаем внимание школьников на характерные для Толстого спосябы реализации идейного смысла данного эпизода - контраст- ност! поведения героев. Кроме того, в анализе эпизода мы пы­ таемся зафиксировать моменты, когда автор дает читателю повод для 'сотворчества". Результатом проведенной работы явилось письменное зада­ ние sa творческое домысливание текста: написать от лица Жилина и Костылина письмо домой. Это задание поможет школьникам обоб­ щить свои впечатления, выявить свое и авторское отношение к 1 rnposM рассказа, сопоставить свое отношение с авторской тен­ денцией. Анализ представленных школьниками работ показал, что все ответы можно условно разделить на две группы: в одной ученики стремятся написать е воображаемом письме, как Лилин и Коетчлик nonaiit в плен, об^яетерь, как это произошло, в другой группе излагают только просьбу о присылке денег, без объяснения слу­ чая. Приведем примеры: "Дорогие матушка и батюшка! Ехали мы с Нилиным и попали в беду. Татары поймали, нас. Жилин на горку-то заехал, татары 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=