ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Jl.И.Коновалова РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО "КАВКАЗСКИЙ ШИННИК" Современная методика стремится выработать конкретные при­ емы и методы организации преподавания литературы как творчес­ кого процесса, который внесет изменения не только в интеллек­ туальную сферу ученика, но и в психическое развитие его лич­ ности в целом. Во всех методических рекомендациях и отдельных методических разработках отчетливо прослеживается.стремление методистов активно воздействовать на воображение учащихся в процессе изучения литературного Произведения. Методические по­ собия и различнее методические системы рассчитаны на постепен­ ное повышение трудности умений и навыков, усиление самостоятель­ ности школьников. И все же, несмотря на существование различ­ ных исследований по развитию читательского воображения при по­ мощи усложняющихся упражнений и заданий, необходимы дальнейшие поиски оптимальных вариантов заданий, направленных на развитие воображения учащихся с учетом специфики изучаемого литератур­ ного произведения и особенностей его 'восприятия четверокласс­ никами. Попытаемся рассмотреть это положение на материале рас- сказа-были Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". По нашему убеждению, исследование художественного текста требует определенных приемов, заданий и упражнений, причем разность в заданиях одного и того же приема обусловлена не только разным литературным родом: произведения одного литера­ турного рода, например, эпические- "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого и "Муму" И.С.Тургенева - требуют разной направленнос­ ти в работе устного словесного рисования и киносценария, в за­ висимости от особенностей данного художественного текста и ав­ торской индивидуальности. Л.Н.Толстой, у которого основным компонентом в строении художественного текста является психологическая деталь, пере­ дающая оттенки переживаний героев, характеризующая внутреннее состояние человека, с его стремлением не давать "законченные портреты своих героев, а ограничиваться отдельными штрихами, В§^(5росанными_в_разных местах произведения" динамизмом в I . X р а п ч е н к о М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965, 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=