ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Сездействия". Когда он видел других лошадей, "он кричал им, негодуя и жалуясь". Так что же случилось? Почему отравили Изумруда? И хотя художественное творение не повторяет жизненного факта, целе сообразно привести в качестве комментария воспоминания писа теля Н.Д.Телешова о том, что в основу рассказу положен дейст вительный эпизод из событий 90-х гг.в Москве с беговым жереб цом Рассветом, которого отравил конкурирующий с его владельцем коннозаводчик *. Эти данные помогают объяснить подросткам, что А.И.Куприн стремился обратить свое негодование против лвдей из мира нажи вы и зависти, людей, чуждых добра и красоты. Подобно Рассвету красавец Изумруд - не первая невинная жертва конкуренции жес токих и безжалостных сребролюбцев, бездушных стяжателей. Так через историю лошади А.И.Куприн осудил мир, основанный на власти капитала, порождающего преступления против человека и природы. А.И.Куприн продолжил по-своему достойно тему, завещанную великим Л.Н.Толстым. В работе индивидуальной мы обратились к сопоставлению по вести Л.Н.Толстого'и повести Ч.Айтматова "Прощай, Гульсары". В центре внимания были следующие вопросы: значение нравствен ного закона, нравственной проблемы для Толстого и Ч.Айтматова; тема итогов, ответственности; смысл сопоставления истории жи вотного и человека у Толстого и Айтматова; социальное звучание повести Ч.Айтматова, социальные истоки драмы героя; неповтори мое идейно-художественное своеобразие каждого произведения. Школьники, имея опыт сравнительного анализа "Холотомера" и "Изумруда", довольно легко работают и с произведением Айтма това. Время рождает новые, не менее сложные проблемы и совре менные художники,как и их предшественники, ищут и форму и развитие мысли в диалогах с веками, но решают вопросы по-свое му, отдавая произведения на суд поколений. I. Т е л е ш о в Н.Д. Записки писателя. М .,1952, с .45. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=