ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

нять здесь нечего. Все ясно. И все же учителю уместно сказать, что А.И.Куприн, преклоняясь перед великим Толстым,скромно ска­ зал о своем раосказе: "Бледно, чахло в сравнении с его творе­ ниями. Разве можно с ним состязаться? Он ограбил нас всех. На сто лет ограбил" I. Так ли уж прав А.И.Куприн в этом самоуничижении? Обрисован Изумруд так выразительно, что видишь эту "рос­ лую беговую лошадь американского склада, серой, ровной, сереб­ ристо-стальной масти ...", видишь, как он "опустил голову в ясли и принялся ворошить сено мягкими, подвижными, упругими губами...” 2 . Короткий период из жизни Изумруда передан Куприным услов­ но, через восприятие лошади, как если б она могла говорить. Она оценивает по-своему лвдей, по-особому видит мир, видит свои "лошадиные" сны, обижается, сердится, ревнует и жнет, эдет, ждет.как праздника,выездки, "бегов", состязания с други­ ми лошадьми, победы над ними. И все это написано так, что чи­ татели всех возрастов верят, что именно так живет эта беговая лошадь. Лвдей и мир Изумруд воспринимает через запахи, звуки, зрительные образы, осязание. > Конюха Василия не любили лошади за то,"что он курил в конюшне вонючий табак","часто заходил в денники пьяный"; а вот от старого Назара всегда хорошо "пахло черным хлебом" и т.д. Приятные для лошади запахи и доброе отношение человека вызывают у нее ответную радость: "Овес и сено в его дни (На­ зара - А .А .) кажутся вкуснее,и приятно слушать, когда он, убирая лошадь, разговаривает с ней вполголоса о ласковой уко­ ризной..." Сон Изумруда, перечитанный на уроке, с особой силой дает почувствовать мастерство А.И.Куприна в передаче жизни животно­ го в мире природы. И всегда отмечают школьники сходство этого сна с изображением табуна у Л.Н.Толстого. "Он увидел во сне раннее весеннее утро, красную зарю над землей и низкий ароматный дуг ... Изумруд, семимесячный стри- 1. Раннее утро, 1910, 21 января. 2. К у п р а к А.И. Собр.сзч.: В 6-ти т. М. :Гослитиздат,1957, • т.Э, с .215-231. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=