ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

делаем вывод: и автобиографическая, и севастопольская трялсгии являются свидетельством напряженных нравственных и художест­ венных исканий писателя, становлением его личности и таланта. Автор ставит в них вопросы, волновавшие его затем в течение всей жизни: героизм и самоотверженность народных масс, утверж­ дение духовного начала в человеке, ооувдение социального не­ равенства, обличение жестокости войны, уважение к труду. Ужо в ранних произведениях талант молодого писателя раскрылся в пол­ ной мере. Толстой ищет свой путь в жизни и в искусстве. Он ут­ верждает в ранней прозе такие художественные принципы, как следование правде, психологизм, необходимость исследования за­ кономерностей развития личности отдельного человека, раскрытие "диалектики души" как борьбы противоположных начал в человечес­ ком сознании. В трех рассказах о Севастополе учащиеся имели возможность увидеть и ту особенность реализма Толстого, кото­ рую В.И.Ленин определил как "срывание всех и всяческих масок". Формирование личности и художественного таланта Л. Н.Толс­ того происходят в годы, связанные с Крымской войной и началом освободительного движения. Признание таланта Толстого извест­ ными писателями и критиками, письма И.С.Тургенева и Н.А.Нек­ расова сыграли немалую роль в ьыборе Толстым главного дела жизни. После возвращения из Севастополя Толстой входит в писа­ тельскую среду как признанный художник слова. Тургенев пишет Толстому: "Ваше назначение - быть торатором, художником мысли и слова" . Приобщение учащихся к художественному миру Толстого в процессе изучения его творческой биографии активизирует их чи­ тательский опыт, подготавливает к осознанному восприятию ро­ мана-эпопеи "Война и мир". Не менее важно для учащихся понять причины воздействия творчества Л.Н.Толстого на все последую­ щее развитие мировой литературы и, в частности, влияние ран­ них произведений писателя на развитие автобиографического жанра и военной прозы в русской и советской литературе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=