ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

А.С.Акбашева ПРОИЗВВДЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО В ЧИТАТЕЛЬСКОМ ВОСПРИЯТИИ К восприятию личности и творчества Л.Н.Толстого старше­ классники все же недостаточно подготовлены, хотя имеют некото­ рый читательский опыт, приобретенный и школьным изучением, и самостоятельным чтением произведения писателя. "Л.Н.Толстой" - сквозная тема в системе школьного литературного образования и развития, и потому необходима, в свою очередь, система чтения рассказов, повестей, романов Л.Н.Толстого. В школьную программу, как известно, на разных этапах ли­ тературного образования включаются сказки и рассказы Толстого в 1-3 классах, "Кавкааский пленник" в 4 классе, "После бала" в 7 классе, обзор творчества в 9 классе. Читая и постигая только включенные в программу произведения из великого насле­ дия Толстого, трудно говорить о системе классного и внеклассно­ го чтения. Динамическим резервом может стать стихийное, менее управляемое учителем самостоятельное чтение и управляемое внеклассное чтение. На разных этапах литературного образования и читательского развития школьников это позволит включать в круг чтения произведения писателя, по-новому обогащающие нравственные и эстетические понятия. Так будет складываться система чтения произведений Толстого Читательское восприятие произведений Л.Н.Толстого - воп­ рос, требующий специального рассмотрения. Особо следует обра­ тить внимание на изучение жизни произведений великого писате­ ля в читательском сознании учащихся в истории русской школы. Имя Толстого было всегда популярным, его книгами зачитывались все поколения читателей, но какие пласты содержания его худо­ жественных произведений актуализировалиоь, наполнялись совре­ менным звучанием в разные эпохи - вопрос, решение которого представляет большую ценность для методики, для школьной прак­ тики. В начале 90-х гг. прошлого столетия, по данным ученого- просветиталя Н.Рубакина, Толстой был в России самым популярным I. См. об это*!: З б а . р с к и й И.С. Внеклассное чтение про­ изведений Л.Толстого в школе. - В кн.: Л.Толстой в школе. М.: Просвещение, 1977, с.121-128. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=