ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

П. Задачи на понимание творческой истории романа. Как и почему менялся первоначальный замысел романа? Что интересного уввдели вы для себя в философских и публицистичес­ ких главах? В каком томе их больше и почему? Почему роман Л.Н. Толстого на историческую тематику был в то же время и романом подлинно современным? Ы. Задачи на объяснение восприятия романа современниками, а также определение значения творчества Л.Н.Толстого для его времени и современности. . Можно ли считать вечными слова, сказанные в романе фран­ цузом, о русских: "Воевать с таким народом, как вы, - преступ­ ление"? Как проявляются в героях Толстого классовые, нацио­ нальные, семейные черты? В чем Л.Н.Толстой видел общечелове­ ческое в лвдях? Очень важно, чтобы девятиклассники сумели верно понять внутренние связи "Войны и мира" с общественной жизнью порефор­ менной России. В практике работы школ, к сожалению, бще бы­ вают случаи, когда учителя-вслед за некоторыми литературоведа­ ми либо видят в романе прямой и непосредственный отклик на со-ч. бытия 60 г г ., либо видят в нем зашифрованный рассказ о совре­ менных писателю событиях. Следует учитывать, что соотношение исторического и сов­ ременного в "Войне и мире" очень- сложно. Специфические особен­ ности этого соотношения выделяет М.Б.Храпченко-,доказавший, что Л.Н.Толстой "вскрыл коренные пласты, лежавшие в основании ' как исторического прошлого, так и современной ему действитель­ ности, вслздствие того, что он осветил темы глубокого челове­ ческого значения" I. Анализ результатов проведенного изучения романа "Война и мир" в постоянной реализации межпредметных связей литературы б историей показал, что они положительно влияют на усвоение учащимися программного материала. В таблице 2 приведены данные о том, как учащиеся экспе­ риментальных и контрольных классов ответили на следующие вопросы: "Понимание Л.Н.Толстым народности героев", "В чем она состоит, как проявляется у его любимых героев? " , "Силь- I. К р а в ч е н к о М.Б. Толстой как художник. М.: Худож. лат., 1976, с .80.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=