ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Смежный по содержанию учебный материал может включаться, как было уже отмечено, в рассказ, беседу, лекцию, самостоя­ тельную работу, практическую деятельность школьников. Можно выделить две фэрмы установления межпредметных свя­ зей литературы и истории. При первой форме используются значи­ тельные отрезки учебного времени: урок, экскурсия, занятия кружка. Вторая форма отличается фрагментарным включением мате­ риала смежной дисциплины, что позволяет достигать немедленного результата в решении учебных задач, разнообразить содержание урока, активизировать познавательную самостоятельность учащих­ ся. ' Широкое применение межпредметных связей в старших классах влияет на организационные формы обучения: урок часто проводит­ ся в виде лекций, семинаров, диспутов, обзорных бесед с широ­ ким привлечением наглядных средств. Наибольшего успеха достигает учебная работа по установ­ лению межпредметных связей, если она ориентирована на разви­ тие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности. Этому служат комплексные задания про­ блемного характера. . В методике преподавания литературы до сих пор вопросы проблемного обучения являются во многом дискуссионными, в частности, не является окончательно решенным вопрос о сущнос­ ти, особенностях, видах познавательных задач Охарактери­ зуем задачи, требующие реализации межпредметных связей лите­ ратуры с историей. Отражая развитие литературного процесса в\ целом и творчества отдельных писателей в связи с историей об­ щества, эти задачи требуют раскрытия связи творчества писате­ ля, отдельного произведения с определенным историческим период дом. I. Вот некоторые задачи по выявлению связи меаду романом "Война и мир" и жизнью, личностью, мировоззрением Толстого. В чем состоял толстовский подход к проблемам века? Как, с точки зрения Л.Н.Толстого, совершаются исторические собы­ тия? В чем сила и слабость его взглядов на исторический про­ цесс? В чем состоит своеобразие в изображении крестьянства H.А.Некрасовым и Л.Н.Толстым? I. М а р а н ц м а н В .Г ., Ч и р к о в с к а я Т.Б. ное изучение литературного произведения в скола, м .: Про­ свещение, 1977,с .206.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=