ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Смежный по содержанию учебный материал может включаться, как было уже отмечено, в рассказ, беседу, лекцию, самостоя тельную работу, практическую деятельность школьников. Можно выделить две фэрмы установления межпредметных свя зей литературы и истории. При первой форме используются значи тельные отрезки учебного времени: урок, экскурсия, занятия кружка. Вторая форма отличается фрагментарным включением мате риала смежной дисциплины, что позволяет достигать немедленного результата в решении учебных задач, разнообразить содержание урока, активизировать познавательную самостоятельность учащих ся. ' Широкое применение межпредметных связей в старших классах влияет на организационные формы обучения: урок часто проводит ся в виде лекций, семинаров, диспутов, обзорных бесед с широ ким привлечением наглядных средств. Наибольшего успеха достигает учебная работа по установ лению межпредметных связей, если она ориентирована на разви тие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности. Этому служат комплексные задания про блемного характера. . В методике преподавания литературы до сих пор вопросы проблемного обучения являются во многом дискуссионными, в частности, не является окончательно решенным вопрос о сущнос ти, особенностях, видах познавательных задач Охарактери зуем задачи, требующие реализации межпредметных связей лите ратуры с историей. Отражая развитие литературного процесса в\ целом и творчества отдельных писателей в связи с историей об щества, эти задачи требуют раскрытия связи творчества писате ля, отдельного произведения с определенным историческим период дом. I. Вот некоторые задачи по выявлению связи меаду романом "Война и мир" и жизнью, личностью, мировоззрением Толстого. В чем состоял толстовский подход к проблемам века? Как, с точки зрения Л.Н.Толстого, совершаются исторические собы тия? В чем сила и слабость его взглядов на исторический про цесс? В чем состоит своеобразие в изображении крестьянства H.А.Некрасовым и Л.Н.Толстым? I. М а р а н ц м а н В .Г ., Ч и р к о в с к а я Т.Б. ное изучение литературного произведения в скола, м .: Про свещение, 1977,с .206.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=