ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

иопоставляем первый рассказ с рассказом "Севастополь в мае". Если в первом был воссоздан обобщенный героический образ русского народа, русского солдата, который беззаветно служит Родине, то во втором показан мир аристократических офицеров, подчинивших свои поступки тщеславию, игре в героизм. Им непо­ нятен строй мыслей пехотных офицеров, "которые живут на басти­ онах с солдатам, в блиндажа и едят солдатский борщ", им страш­ но оказаться там, где атака, обстрел, смерть. Учитель подчер­ кивает в ходе беседы, что в рассказе "Севастополь в мае" за­ тронуты две важные проблемы толстовского творчества. Автор рас­ крывает мысль о жестокости войны и прямо говорит, что главный герой его рассказа - правда. Обдумывая смысл рассуждений автора о жестокости войны, девятиклассники обращаются к ряду конкретных образов и собы­ тий: это и гибель братьев Козельцовых (рассказ "Севастополь в августе 1855 года"), и характер изображония дотей. Школьники отмечают роль их в обличении противоестественности войны. На уроке воспроизводятся два запомнившихся ученикам эпизода. Глядя на разрывы бомб в небе, маленькая девочка восклицает: "Звездочки-то, звездочки так и катятся..." Завершая рассказ "Севастополь в мае", Толстой предлагает читателю посмотреть на десятилетнего мальчика, собирающего цветы на поле и испугавше­ гося вида безголового трупа и его окоченевшей руки. Присутствие повествователя, его постоянное общение с чи­ тателем помогает понять "взаимосцепление” всех частей цикла "Севастопольских рассказов" и оценить авторскую позицию. Краткий обзор раннего творчества Л.Н.Толстого включает коллективное рассмотрение отрывков из третьего рассказа "Се­ вастополь в августе 1855 года". Учащиеся анализируют эпизоды из жизни братьев Козельцо­ вых, воспроизводят заключительные строки рассказа, перэдзвдие горечь солдат, вынужденных оставить город. Знакомство учащих­ ся с текстом севастопольских рассказов открываот им мастерст­ во реалистического изображения Толстым внутреннего мира чело­ века, убеждение в решающей роли народных ;ласо в исторических оудьбах Родины. После обзорного изучения рашшх произведений Толстого 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=