ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Возможность их прочтения вне ,всего текста романа объяс няется тем, что данные главы имеют законченный художественный смысл. Однако недопустимо перенасыщение уроков по истории лите ратурным материалом. Изучению творчества Л.Н.Толстого в 9 классе, анализу ро мана "Война и мир” должна предшествовать характеристика време ни его жизни, периода создания произведения и расстановки классовых сил эпохи, изображенной в романе-эпопее; историчес ких лиц - героев двух войн, созданных писателем; исторических причин, обусловивших отзывы современников о произведении, и т.п. Источником этой информации могут служить документы того времени, произведения устного народного творчества, мемуарная литература (хотя всегда при обращении к данному жанру надо учитывать содержащуюся в оценке описываемых событий долю субъективизма), особенно осторожно следует привлекать работы исторического жанра. Большие возможности таят в себе наглядные пособия: иллюстративный материал, картины, диафильмы. При изучении творчества Л.Н.Толстого уместно применение произведений изобразительного искусства, которые характеризуют эпоху, показывают творческий путь писателя, отражают бытовой колорит эпохи, воплощают образы героев произведения. При использовании наглядных пособий межпредметные связи могут осуществляться двояко: I) восприятие средств наглядного обучения само по себе побуздает к применению межпредметных связей; 2) межпредметные связи, устанавливаемые словесными способами, иллюстрируются средствами наглядного обучения. Оба вида связи могут быть осуществлены в рассказе учителя, в беседе, путем выполнения учащимися заданий к самостоятельной работе по наглядным пособиям. •Использование на уроках наглядности для осуществления межпредметных связей не является самоцелью. Оно способствует развитию исторического взгляда на мир и является одним из средств формирования принципа историзма в подходе.к анализу литературных процессов и явлений. Одно из средств наглядности - страницы авторской рукописи. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=